Учение
Платона о душе и человеке
Объективный идеализм представлен учением
Платона.
Его основные сочинения - "Федр", "Пир",
"Законы".
В работе "Законы" Платон ставит вопрос:
как правильно понимать что такое Солнце,
Земля, Луна, звезды и отвечает, что наивно
сводить их к материальному телу. Они могут
принять движение, но не являются источником
его. Источник движения вне их. Этот источник
Платон называет душой.
Душа - это движение, способное двигать само
себя, причина изменений и всяческого
перемещения вещей. Душа правит всем, что
есть на небе, на земле и на море с помощью
своих собственных движений - желание,
усмотрение, заботы.
Солнце, Земля и т.д. - это всего лишь формы
души. Душа первична, материальные тела
вторичны, производны. Платон ставит
проблему соотношения духовного и
материального и делает вывод о
божественности душ, скрывающимися за
материальными телами.
В "Тимее" П. рисует творение и
устройство космоса. Он вводит понятие демиурга
- строителя мира. Демиург создает мир из
идей и бесформенной материи, которую П.
называет небытием. Идея образует
сверхъестественный мир и представляет
собой прообразы будущих вещей. Каждая вещь
имеет свой прообраз. Идеи - это своеобразные
модели материальных вещей. Идеи важны и для
души. Из смеси идей и материи демиург делает
мировую душу, которую распространяет по
всему пространству. Мировая душа
воплощается в космосе. Космос, таким
образом - живое существо, одаренное умом.
Демиург создает так же Богов и
индивидуальные души. Боги заключают
бессмертную душу в смертное тело. После
смерти душа может вернуться на свою звезду.
Эти положения Платона сближают его
философию с астрологией и мифом о
переселении душ. Поскольку души имеют
отношение к идеям, постольку каждая из них
обладает знанием.
Познание - это процесс воспоминания душой
хранящихся в ней знаний, а обучение - это
пробуждение души, ее активизация. Знание не
вкладываются в голову ученика, но
пробуждаются в душе. В "Федоне" П.
развивает мысль, что бессмертие души ставит
перед ней и индивидом проблему: если душа
смертна, то индивиду нечего беспокоиться за
свои грехи, но душа бессмертна и ей
предстоит суд.