|
Судьба культуры и возможность ее познания. Шпенглер.
После выхода из печати «Заката Европы», в 1914 г. была предсказана катастрофа, которая должна настигнуть и победителей, и побежденных. «Закат Европы» состоит из двух томов. Именно в нем провозглашается открытие принципиально новой философии - «морфологии», излагается оригинальный герменевтический метод, позволяющий интуитивно постигать феномены уже умерших культур, рассматривающий неизбежность гибели западной культуры столь же естественно, как появление и смерть любого живого организма. «Новая философия», разрабатываемая Шпенглером, должна была стать заменой науки: 1.средства научного познания не способны отобразить всей полноты и многообразия жизни, 2. наука, как способ овладения действительностью, не соответствует характеру европейской культуры и основной ее черте - историзму. Исторический подход к действительности позволит наиболее полно воспроизвести как прошлое, так и настоящее. Он отвергал оценочный взгляд на историю, при котором средние века рассматривались как нечто мрачное и несовершенное, как подготовка к нашей, высокой истории. Каждый исторический период самодостаточен и самоценен. Европейская культура не занимает центральное место в мировой истории, и отводил ей подобающее место среди прочих культур. Шпенглерова история - процесс случайного зарождения, расцвета и умирания культур. Культур в истории Шпенглер насчитывал Восемь. Семь из них уже умерло: египетская, китайская, майя, индийская, бавилонская, аполлоновская (греко-римская), магическая (арабо-византийская). Восьмая - фаустовская (западный мир) культура ныне приближается к своему закату, а еще одна девятая, русская, только нарождается. Культура - это организм уникальный, обладающий жесткой сквозной структурой. Подобная замкнутость дает основание утверждать, что не существует единой линии развития и каждая умершая культура не может быть понята другими культурами, так же как и существующие друг друга. Шпенглер определял срок жизни организма-культуры в 1200- 1500 лет, в течение которого она проходит все стадии своего развития. По мере взросления культура перерождается в цивилизацию. Цивилизация - закономерный процесс, естественный результат развития культуры, показатель ее старения. Цивилизацию характеризует обездушивание феноменов культуры, исчезновение непосредственности и свежести жизни, ее интеллектуализация. Западный мир достиг своей роковой черты в XIX в. Основанием для выделения целостного организма-культуры стало уникальное и специфичное восприятие каждой культурой пространства. Это восприятие определяет все остальные феномены в рамках одной культуры, начиная от парковой архитектуры до математических открытий и техники масляной живописи. Только подобное видение истории правильно и требует новой исторической методологии, названной им «морфологией», которая изучает структуру организмов-культур и опирается на интуицию. При таком подходе история предстает как «организм строгого строения», и «будущее не является бесформенным и неопределенным». Полицентризм исторического процесса - одна из важнейших идей Шпенглера, которую он, однако, никоим образом не обосновал.
|
|