Э. ГУССЕРЛЬ
Эдмунд Гуссерль
(1859—1938) — выдающийся
немецкий мыслитель, родоначальник одного
из основных направлений современной
философии — феноменологии, что буквально
означает учение о феноменах, понимаемых им
как возникающие в сознании смыслы
Предметов и событий. По Э. Гуссерлю,
феноменология — это «строго научная
философия» о феноменах сознания как о
чистых «сущностях,
образующих мир идеального бытия», о «самоочевидных
логических принципах», дающих возможность
очистить сознание от эмпирического
содержания, во всей его частной конкретике,
что осуществляется с помощью
многоступенчатого метода «феноменологической
редукции». В результате из рассмотрения
исключаются (или «заключаются в скобки»)
весь окружающий мир, все существующие
взгляды, научные теории и сам вопрос о
существовании того, что является предметом
исследования. И лишь этим путем мы как бы
возвращаемся «к самим вещам» в виде сферы
сознания, свободной от отношения к
реальности, но сохраняющей все богатство
своего содержания. Такая редукция являет
собой прием обоснования, идеализации.
Следовательно, феноменология по своей сути
является наукой факта — предельно
обобщенного и идеализированного. Сам
Гуссерль называет ее дескриптивной, т.е.
описательной, наукой.
Он выступал с
резкой критикой скептицизма и релятивизма,
обвиняя их в психологизме, когда всякий
познавательный акт определяется по своему
содержанию структурой эмпирического
сознания. Если так, то ни о какой истине,
которая бы не зависела от нашей
субъективности, нечего и говорить: она
невозможна. В первом томе своих «Логических
исследований» Гуссерль атакует
психологизм своей эпохи, критикует попытку
обосновать логику психологией, говоря, что
логические законы не психологичны по своей
природе. По Гуссерлю, науки о природе и
обществе непременно нуждаются в
определенном философском обосновании. В «Логических
исследованиях» Гуссерль так определил
объект, цели и метод философии: Ее основной
объект — это научное знание и познание, Ее
цель — построить науку о науке, т.е. «наукоучение».
Решающая проблема теории познания — проблема
объективности познания. Философу, говорит
Гуссерль, недостаточно того, что мы
ориентируемся в мире, что мы имеем законы
как формулы, по которым мы можем
предсказывать будущее течение вещей и
восстанавливать прошедшее. Он хочет
привести в ясность, что такое по существу «вещи»,
«события», «законы природы» и т.п. И если
наука строит теории для систематического
осуществления своих проблем, то философ
спрашивает, в чем сущность теории, что
вообще делает возможным теорию и т.п. Лишь
философское исследование дополняет
научные работы естествоиспытателя и
математика и завершает чисто и подлинное
теоретическое познание. Гуссерль,
повторяем, рассматривал философию как
строгую науку — науку о феноменах сознания.
Вслед за рационалистом Р. Декартом Гуссерль
стремился отыскать последние
самоочевидные, собственно логические
принципы, чтобы очистить сознание от
эмпирического содержания, что осуществимо
лишь с помощью редукции, т.е. сведения
высшего к низшему, простому. Для этого
философия призвана освободиться от всех
догматических принципов, которые вырастают
на почве обычной «естественной установки»
сознания в своем отношении к миру. С его
точки зрения, философия призвана стать
борцом и за необходимое человечеству
самосознание: как раз это и было основанием
всего логического здания его системы.
Гуссерль призывал к свершению «эпохе» —
воздержанию от какого-либо утверждения. В
результате редукции остается последнее
неразложимое единство сознания — интенциональность,
т.е. направленность
сознания на предмет (заметим, что со времен
древних мыслителей так и понимали
отношение сознания к объекту). Гуссерль под
интенциональностью понимал такую
направленность сознания на предмет как
обобщенно-чистую структуру сознания,
свободную от индивидуально-психологических,
социальных и иных факторов. Таким
своеобразным способом Гуссерль стремился
решить гносеологический вопрос о связи
субъекта и объекта. Феноменология призвана
служить своего рода связующим звеном между
ними, быть одно-цременно представителем
духовного мира и трансцендентного мира
сущего. В этом мыслитель видел метод
постижения сущности событий. Правда, сами
сущности у Гуссерля выступают как «значения»,
не обладающие собственным, самодостаточным
статусом существования. В последний период
жизни он обратился к идее «жизненного мира»,
что вело его к философии жизни. Он [выступал
против господства сциентизма и
натуралистически-позитивистского
мировоззрения вообще. Идеи Гуссерля
послужили одним из источников
экзистенционализма и герменевтики.
|