|
Экзистенциализм. Проблема существования, ее выражения в экзистенциальном и рациональном мышлении. Основы экзистенциализма были заложены датским философом Кьеркегором (1817-1855), а сложилось это направление в 20 веке. Теоретическими источниками и своими предшественниками экзистенциалы считают феноменологию Гуссерля и «философию жизни» Дильтея и Ничше. Идеи экзистенционализма возникали в разных странах в различные годы. В России – накануне 1 мировой войны (Бердяев), в Гермении – после 1 мировой войны (Ясперс, Хайдеггер), во Францци - в период 2 мировой войны (Камю, Сартр). Центральным положением этой философии является одинокий человек с его индивидуализмом и раздвоенным сознанием. Эта философия выражает настроения той части интеллигенции, которая озабочена проблемами культуры, путями ее развития в технократический век; проблемами неустойчивости человеческой жизни, положения простого человека. Эта философия выступала защитницей гуманизма. В 20 веке произошла переоценка ценностей. Разум бессилен и в поведении человека господствует иррационализм, а Камю считал, что мир абсурден. Регламентация общественной жизни различными нормами и правилами, усиление стандартизации жизни человека, сковывают возможности внутреннего мира человека. Рядовая личность не может проявить в полную меру своих способностей. Это вызывает сопротивление в индивидуальном сознании. Экзистенционализм предлагает мысленно возвыситься над свим положением путе религиозного или философского порыва. Использует разные средства для пропаганды свих идей. Влияет на искусство, а через него на массового человека. В центре своей философии, экзистенционализм ставит отчеждение человека от общества: тотт человек обладает достоинством, который сумел избавиться от общества. Для этого следует забыть мир, являющийся иллюзией и погрузиться в подлинную действительность, которой является наше «Я». Мыслящий субьект создает свой мир. Существование – это не физическое, объективное существование, но чистая субъективность, то, чем я являюсь для себя. Под «Я» они понимают непосредственное самосознание, самочувствие. Субъект рассматривается как чувствующий, переживающий, стремящийся. Переживание субъектос своего бытия в мире и есть существование, причем существование человека предшествует сущности, ибо сущность человеческого бытия и его экзистнеции в том, что он из себя делает. Следовательно, экзистенциальное бытие – это мое сознине. В этом бытии-сознании выявляется единство субъекта и объекта. Личность определена не внешними обстоятельствами, а своей эволюционной структурой, т.о. экзистенциализм абсолютизировал чувства, эмоции человека, оторвал ох от разума и от социального в природе человека, а человека – от общества. Общество – множество индивидуальных судеб, т.е. они не приемлют социального определения человека. Существование человека временно, оно простирается между рождением и смертью. В этом историчность человека. Прекращает существованеи человека по мнению Ясперса - бог, Сартра – небытие, т.о. признается трансцедентное (потустороннее), поэтому основными чувствами человека являются обреченность, тревога… Эти чувства разрушительны для личности,они ослабляют волю, ведут к безрассудному поведению. Но через страх, человек обнаруживает свою индивидуальность, свободу. Религиозные экзистенциалисты говорят, что свободу можно приобрести в боге. Процесс познания – созерцание. Он рационалистический и противопоставляют ему феноменологический, который рассматривает познание как интуитивное постижение явления. Поскольку бытие может быть постигнуто только через самое себя, познаваемое и познающее должны совпадать. Истина – категория нравственного анализа. Истина – не отношение мысли к действительности, а она возникает там, где действительность возникает для человека. Рассудок непригоден для исследования истины. Познание – постижение целей человеческого действия. Основные источники знания – страх, отчаяние… Существованеи непознаваемо, т.к. внутренний мир непостижим с помощью средств научного исследования. Он открывается только философией. Ясперс: сущность философии – это поиск истины. Философия есть процесс, задача которого – найти индивидуальность, постичь смысл жизни индивида. Философия и бытие неразделимы. |
|