“ОТКУДУ ЕСТЬ ПОШЛА
РУССКАЯ ЗЕМЛЯ?”
- Восемьсот лет назад в
Киеве жил один из замечательнейших
историков средневековой Европы, летописец
Нестор, написавший около 1113 г. труд “Повесть
временных лет”.
- С необычайной широтой
кругозора Нестор сочетал глубокое знание
славянской и греческой литературы. Историю
Руси и ее ядра — земли киевских Полян — он
рассматривал в тесной связи с историей всех
славянских племен, а иногда, желая
расширить мировоззрение своих читателей,
киевский историк знакомил их со странами
Старого Света: от Британии на западе до
Китая (“иже суть на краю земли”) на востоке.
Труд Нестора дошел до нас в искажённом виде;
многое из него было изъято, а кое-что
добавлено еще в XII в. Но и
в этом неполном виде “Повесть временных
лет” представляет огромный интерес. Первым
разделом этого труда был рассказ о том, “откуду
есть пошла Русская земля и кто в Киеве нача
первее княжити”. Обе эти темы, связанные с
происхождением первого русского
государства, не могут не волновать и нас,
далеких потомков славян.
- Летописец Нестор начинает
свой исторический труд о происхождении
государства Руси с легенды о построении
Киева: в земле “мудрых и смысленных” Полян
князь Кий и его два брата— Щек и Хорив
построили город на высоком берегу Днепра и
назвали его в честь старшего брата Киевом.
От этой легенды веет глубокой стариной,
теми эпическими временами, когда любили
складывать сказания о трех братьях, иногда
давая им имена по названиям местностей и
урочищ. Древность легенды о
Кие, Щеке и Хориве засвидетельствована тем,
что задолго до Нестора, еще в VIII в., она
оказалась записанной в Армении. В XII в.,
когда появились сомнения в достоверности
этой старинной легенды, летописцу Нестору
пришлось произвести дополнительные
разыскания об основателе русской столицы.
Нестор сообщил очень интересные сведения,
почерпнутые им из устных эпических
сказаний: Кий был князем Полян и ездил в
Царьград, где был обласкан императором
Византии. Из Константинополя князь Кий
поехал на северную окраину империи к
берегам Дуная и построил там крепость, в
которой предполагал обосноваться вместе со
своими соплеменниками. Однако другие
славянские племена, жившие на Дунае,
вынудили Кия и его полянские дружины
бросить крепость Киевец на Дунае и
возвратиться в свой родной Киев на Днепре,
где Кий и умер, оставив своих потомков
княжить в Полянской земле до конца IX в.
- К нашему сожалению,
летописцу осталось неизвестным имя того
императора, гостем которого был полянский
князь. Можно считать, что поездка
славянского князя к императору, постройка
им города на Дунае, войны с “дунайцами” и
возвращение в свои земли — все это очень
характерно только для одного столетия
византийской истории — для VI в., когда
император Юстиниан нанимал на свою службу
отдельных славянских князей и строил
города на Дунае для борьбы с
многочисленными “дунайцами”,
стремившимися прорваться внутрь империи.
- VI век ознаменован тремя
группами явлений, определивших новое
направление славянской жизни: во-первых,
благодаря развитию производительных сил,
родовой строй к этому времени у большинства
племен достиг своего наивысшего развития и
порождал уже такие противоречия, которые
подготавливали возникновение классовых
отношений; во-вторых, для усиливавшихся
племенных дружин открывалась, в результате
великого переселения народов, возможность
далеких походов в богатые южные страны и
даже поселения в них. Третьей особенностью
этой эпохи является обилие кочевых орд в
степях, воинственных и плохо управляемых,
представлявших постоянную и грозную
опасность для всех славянских племен
лесостепи.
- Взаимодействие этих трех
разнородных явлений, связанных как с
внутренним развитием, так и с внешней
обстановкой, привело к очень важному
результату — отдельные разрозненные
славянские племена, которых в Восточной
Европе было, вероятно, около полутораста,
стали объединяться в крупные союзы.
- В процессе организации
походов могли возникать временные союзы
дружинников из разных племен. По самой идее
такого союза он не должен был быть
долговечным: собралась молодежь из
нескольких соседних племен, оснастили
ладьи или оседлали коней, выбрали вождя — “князя”
и года два-три повоевали на побережье
Черного моря или в долине Дуная, а потом или
сложили свои головы в дунайских болотах,
окруженные византийской рыцарской
конницей, или выбрали себе для поселения
запустевшие вольные земли, или же с богатой
добычей, с табунами коней, толпами пленных
рабов и диковинной золотой утварью
возвратились в родные племена.
- Такие временные союзы
племен, несмотря на свою непрочность и
кратковременность, несомненно,
содействовали сближению племен между собой,
родственным связям племенной знати и
выдвижению на первое месте тех племен и тех
князей, которым посчастливилось под
стенами далеких городов.
- Наряду с временными
складывались и более постоянные и прочные
союзы соседних племен. Это был естественный
процесс прогрессивного развития
институтов родоплеменного строя,
подготовивший в известной мере будущие
феодальные государства.
- Восемь-десять соседних
небольших племен, близких по системе
хозяйства, живущих в
- сходных условиях, не
разделенных значительными естественными
рубежами постепенно сближались и для целого
ряда совместных дел должны были устраивать
или общее для нескольких племен вече, или
общие совещания воевод и Дружинин ков
отдельных племен. Ускоряла этот процесс
внешняя опасность. Широкие степные
пространства вдоль всей южной границы
славянских земель, обилие кочевых племен,
готовых каждый месяц в году обрушиться на
неподвижных, обремененных своими пашнями
земледельцев— все это создавало
постоянную напряженность и вело к
организации совместной сторожевой службы.
Появление в степях такой грозной силы, как
Аварский каганат, вынудило славян к
образованию более прочных оборонительных
союзов племен. К этому времени можно
относить возникновение таких союзов племен,как
Поляне, Русь, Северяне, Волыняне, Дулебы,
Хорваты, располагавшихся широкой полосой
вдоль северной границы степей.
- Имя союза племен,
полученное иногда от названия племени,
возглавившего весь союз, закрыло для нас в
большинстве случаев наименование тех
мелких племен, которые объединились в союз.
- Внутри союзов племен,
просуществовавших несколько столетий,
складывался свой диалект, формировались
некоторые особенности культурно-бытового
облика. Благодаря археологическим
раскопкам удалось определить и нанести на
карту границы племенных союзов. Казалось,
что союз племен занимал значительную
территорию, равную примерно четырем-пяти
современным административным областям, а
земли первичных славянских племен,
образовавших союз, соответствовали
приблизительно нескольким районам.
- Объединение полутора
сотен племен в полтора десятка крупных
союзов было значительным шагом в развитии
славянского родоплеменного общества,
приблизившим рождение государственности.
Недаром летописец Нестор называет эти
союзы “княжениями”. С нашей точки зрения,
вожди или воеводы союзов племен, уже
называвшиеся князьями, несмотря на это еще
не могут быть отождествлены с князьями
феодального времени.
- Союзы племен —
политическая форма эпохи военной
демократии, т. е. того переходного периода,
который связывает последние этапы развития
первобытнообщинного строя с первыми
этапами нового классового строя.
- Одним из таких союзов
племен и были Поляне, отождествленные
летописцем с Русью. С “княжения” Полян и
построения их столицы Киева летописец и
начал историю русского государства.
- Конечно, “княжество”
Полян в VI—VII вв. представляло собой только
союз племен, а не государство в современном
смысле слова. Здесь явно было заметно
имущественное неравенство, резко
выделялась племенная тать, пользовавшаяся
серебряными и золотыми вещами, оружием и
греческой богатой утварью, но феодальных
отношений здесь еще не было.
- Поселение на месте Киева
существовало уже в первые века н. э., но
тогда культурные центры Среднего
Приднепровья находились южнее, ближе к Роси
и Тясмину. В VI в. на первое место в
результате совокупности исторических
условий закономерно выдвинулся Киев. Это
положение он сохранялза собой на
протяжении семи веков, став впоследствии
столицей государства Руси, во много раз
превосходившего племенное “княжение”
Полян.
- Из периода VII—VIII вв.
летописец выбрал два события, связанных с
судьбами разных славянских племенных
союзов в борьбе со степными кочевниками.
Летопись рассказывает о том, что при
императоре Ираклии (610—641 гг.) авары (“обры”)
обрушились на Дулебский племенной союз в
Прикарпатье и поработили его. Очень
красочно говорится о том, как авары
впрягали в свои телеги славянских женщин и
заставляли их возить себя. В противовес
этому печальному рассказу по принципу
контраста приведена легенда о
взаимоотношениях с кочевниками другого
славянского племенного союза — Полян.
Хазарские отряды дошли до Днепра и
потребовали дани у Полян,которые, собрав
общее племенное вече, в ответ решили
послать хазарскому хану меч. Это, конечно,
не дань, а символическое выражение
непокорности, как это и было истолковано
самими хазарами. Каган хазарский спросил,
какую дань дали Поляне. Вельможи показали
ему меч и сказали: “Каган!
Эта дань не к добру! Мы добились ее саблями,
односторонним оружием, а их оружие — меч —
заострено с обеих сторон. Когда-нибудь они,
Поляне, возложат дань на нас, хазар, и на
другие народы”. “Что и сбылось”,—
добавляет горделиво киевский летописец,
хорошо знавший о разгроме Хазарского
каганата Святославом.
- Так на двух примерах
летописец показал слабость одного союза
племен и силу другого: Дулебы потерпели
поражение, их союз распался, а Поляне
устояли б борьбе с кочевниками и создали
могучее государство Русь, победившее
Хазарию.
- К VI в. относится первое
упоминание народа “рос”, или “рус”.
Далекие южные походы славянских дружин
вывели их на международную арену, столкнули
с десятками народов Европы и Ближнего
Востока; их судьбой, их родиной
заинтересовались как в Византии, так и в
сопредельных землях.
- От современников не
укрылось, что общее собирательное имя
венетов “стало изменяться теперь в
зависимости от племен и мест” (Иордан), хотя
в описании балканских походов они
продолжали употреблять собирательные
наименования — славяне и анты. Названия
славянских племенных союзов этого времени,
к сожалению, остались неизвестными.
Единственным исключением является имя Руси,
за которым могло скрываться и отдельное
племя и наименование целого союза племен.
- Народ росов и люди из
племени рос (“росомоны”) были известны в
середине VI в. Иордану, секретарю готского
князя из Северной Италии, и сирийским
писателям, интересовавшимся судьбами
Византии.
- В 50-е годы VI в., когда
Иордан писал о появлении новых
наименований славянских племен, безымянный
автор дополнил сирийскую хронику Захарии
Ритора географическим описанием народов,
живших на север от Сирии. Здесь упомянуты
армяне, грузины, абхазцы, аланы, хазары и ряд
других народов. Всего перечислено 13 кочевых
народов на пространстве от степей
Причерноморья до Средней Азии. “Эти
тринадцать народов живут в палатках,
существуют мясом скота и рыб, дикими
зверьми и оружием”. Далее указываются их
соседи в трех направлениях:
- 1. “Вглубь” от них (т. е.,
очевидно, прямо на север, так как
перечисление ведется с юга на север) живет
народ амазраты и “люди-псы”. Возможно, что
географически это соответствует Приуралью,
и в амазратах, может быть, следует видеть
удмуртов.
- 2. На северо-востоке
упоминаются “три черных народа”. Здесь
речь идет, по всей вероятности, о
палеазиатских народах Сибири, занимавших
территорию на северо-восток от степей
Приаралья, которые заселяли тогда афталиты
— один из перечисленных 13 кочевых народов.
- 3. На северо-запад от
тюркоязычных кочевых народен указаны
амазонки, которые давно уже отождествлены с
“женоуправляемыми” сармато-аланскими
племенами в бассейне Дона и Донца. В ту
эпоху, когда писалось добавление к Захарии
Ритору, сармато-аланы были в значительной
степени оттеснены на северо-запад, прижаты
к окраине лесостепи и частично проникли на
эемли славян в районе Среднего Днепра и
Роси. Именно это положение сармато-аланских
племен в северо-запад ном углу степного
пространства и соответствует месту.
отведенному “амазонкам” в тексте
сирийской рукописи: “Соседний с ними (амазонками.—
Б. Р.) народ рос — мужи с огромными
конечностями, у которых нет оружия и
которых не могут носить кони из-за их тел”.
Судя по тому, что юго-восточными соседями
амазонок были упомянутые 13 кочевых народов,
надо полагать, что народ рос находился на
север или запад от них.
- Уже давно наименование
этого народа сопоставлялось с Русью. В
древнейших русских письменных памятниках
слово “русский” писалось не через “у”, а
через “о” (“Правда росьская”, “росьски
писмена”). Быть может, не так уже наивно
сближение первоначальной территории
народа рус, или рос, с р. Росью,
производившееся историками XVII в.?
- Описание сирийского
автора прямо противопоставляет народ росов
соседним с ними кочевникам: те кормятся за
счет оружия, живут в шатрах, ездят на конях
— у росов нет оружия, и они настолько велики
и тяжелы, что кони не носят их. Здесь явное и,
может быть, даже преувеличенное
противопоставление мирных славян-земледельцев
кочевым коневодам степей. Что касается
крупного телосложения росов, то эту черту
отмечали и более поздние авторы, писавшие о
русах IX и Х вв.: “Русы мужественны и храбры...
Ростом они высоки, красивы собою и смелы в
нападениях. Но смелости этой на коне не
обнаруживают: все свои набеги и походы
производят они на кораблях” (Ибн-Русте).
“Народ tot могущественный и телосложение у
них крупное, мужество большое...” (Ибн-Мискавейх).
Описание сирийским автором народа рос
напоминает гиперболизм гулких былин,
воспевающих русских богатырей:
- Не несла де его коня
доброго
- Ещё мати не несла, да как
сыра-земля…
- ……………………………………………
- Я бы ездил тут на матушку
сыру-землю –
- Не носит меня мать сыра-земля……….
- / Былина о Святогоре /
- Проблема происхождения
Руси вкратце может быть представлена так.
- В старом земледельческом
районе лесостепи на берегах р. Роси
существовало племя рос, или рус. Судя по
тому, что этот район с глубокой древности (с
бронзового века) был заселен славянами,
племя это было славянским, но благодаря
соседству со скифо-сарматскими племенами
степей оно могло впитать в себя и часть
неславянских поселенцев. Центром племени
был город Родень в устье Роси, что привело к
появлению второго имени — “роди”. Во II—IV
вв. этот район ничем особым не выделялся из
других районов славянской черняховской
культуры.
- В VI в., когда славяне
оправились от гуннского разгрома, а в
степях появился новый, не менее грозный
враг—обры (авары), племена лесостепи
сплотились в большой союз под гегемонией
наиболее южного, близкого к степям,
приднепровского племени росов, или русов. В
пределах этого союза сложилась
своеобразная культура, отличавшая вошедшие
в союз племена от других славянских племен.
В условиях той эпохи, когда славянские
дружины постоянно выходили в степь,
двигались к берегам
морей и воевали с Византией, их культура
неизбежно окрашивалась теми или иными
степными и причерноморскими элементами.
Союз племен VI— VII вв. получил наименование
Руси, или Русской земли. Ядром союза были
земли по р. Роси с городом Роднем.
- Несколько позднее
первенствующее положение в союзе племен
Приднепровья перешло к северному соседу
русов Поросья — к Полянам, с центром в Киеве,
на самом севере лесостепной полосы. Но
Поляне не передали своего имени другим
племенам; союз племен, перераставший в
феодальное государство, по-прежнему носил
имя Руси.
- Когда в IX в.
сформировалось первое феодальное
государство у восточных славян, оно по
давней 300-летней традиции продолжало
именоваться Русью.
- Понятие “Русская земля”
расширялось вместе с ростом
государственной территории и постепенно
охватило все восточнославянские племена.
- В глазах иноземцев “русом”,
“русским” был каждый житель государства
Руси, каждый подданный киевского князя,
правившего Русью. Даже варяги, приезжавшие
в Киевскую Русь в качестве наемных воинов
или купцов и жившие в Киеве, получали наряду
с другими наименование русов.
- Никакого шведского (норманского)
племени русь до сих пор историкам найти не
удалось, и построения норманистов,
считавших, что варяги — русь, что именно они
принесли это имя к славянам, оказались
беспочвенными и ненаучными. Трудами
советских историков (Б. Д. Грекова, А. Н.
Насонова и М. Н. Тихомирова) окончательно
установлена ошибочность такого толкования
летописи, при котором русь оказывалась
одним из варяжских племен. Обращение же к
более ранним источникам и сопоставление их
с археологическими данными показывает, что
имя Руси с давних времен связано со
славянским Приднепровьем.
|