ПЕРВЫЕ
СВИДЕТЕЛЬСТВА О ГОСУДАРСТВЕ РУСИ
-
-
- После бурного VI столетия,
когда страницы хроник пестрели сведениями
о славянских победах, наступи. двухвековой
период затишья. Орды кочевников отреза ли
славян от мировых культурных центров, и
некому было рассказать о делах славян.
Только на рубеж-VIII—IX вв., с рождением
феодального государства снова во всех
концах Старого Света заговорили о славянах
и русах.
- Период VI—IX вв. можно
назвать предфеодальным так как в это время
окончательно дозревши высшие формы
родоплеменного общества в виде прочно
организованных союзов племен, и постепенно
изживал себя основные ячейки родового
строя — маленькие разрозненные и замкнутые
родовые коллективы, хозяйственная
необходимость которых была обусловлена
примитивной техникой подсечного
земледелия.
- Главный успех развития
производительных сил славянского общества
заключался в постоянном возрастании
площадей земли, подготовленных для
земледелия Для того чтобы рухнул родовой
строй, нужен был переход от громоздкой и
чрезвычайно трудоемкой подсечной, “огневой”
системы земледелия к вспашке одного и того
же фонда старопахотных, культивированных
земель по двупольной и трехпольной системе.
Необходимо было не только накапливать
лесные росчисти, “лядины”, но и иметь более
совершенный железный и стальной инвентарь
— топоры, тесла, лемехи, чересла и др.
- VI столетие — время
широкого выхода разных славянских племен
на просторы степей, морей и бесчисленных
римских дорог — было полно таким
количеством соблазнов за пределами родной
земли, что особых хозяйственных успехов и
серьезных сдвигов в ремесле на славянских
территориях не видно. Жили в наскоро построенных
полуземлянках, особенно не заботясь об
укреплении поселков; все было, очевидно,
подчинено мыслям дальних сказочных землях,
о сборах в походы.
- Хозяйственные достижения
наблюдаются в VII— VIII вв. В это время
усиленно сглаживался контраст между
лесостепным Югом и лесным Севером. И там и
- здесь совершенствовалась
техника обработки железа и стали, что дало
ощутимые результаты к IX—Х вв. Север и Юг
уравнивались и в отношении земледелия.
Земледелие становилось повсеместно
господствующей отраслью хозяйства.
Следствием земледельческого прогресса
было то, что на смену большим родовым
коллективам в 100 человек приходило
хозяйство одной крестьянской семьи, одного
“дыма”, одного “рала” (плуга).
- Кризис
первобытнообщинного строя затянулся на
несколько столетий; он постепенно
охватывал все большее пространство,
проникая в северную лесную зону, где к IX в.
тоже появляются огромные земледельческие
села площадью в несколько гектаров (например,
городище Титчиха на Дону в земле
воронежских вятичей)
- хорошими общими для всего
села укреплениями.
- На севере вплоть до VIII в.
сохраняются родовые кладбища членов единой
кровной “верви”. Таковы новгородские
сопки, длинные курганы смоленских кривичей
и засыпанные землей “столпы” вятичей.
- Процесс выделения
отдельных семей, “дымов”, сказался в
появлении индивидуальных и парных курганов,
которые, возникнув кое-где уже в середине I
тысячелетия, к концу его покрыли уже почти
всю Великую Русскую равнину.
- Переход от родовых
усыпальниц к курганам, насыпанным над одним
или двумя умершими (мужем и женщиной), был
отражением такого крупного исторического
тления, как переход от родового коллектива,
имевшего общее подсечное хозяйство, к “дыму”,
ведшему теперь нее парцеллярное хозяйство
на старопахотных землях, возделанных
трудами предков — “дедов”, вынужденных “обща
корчевать пни и расчищать лядины”.
- Распад родовых общин
приводил к группировке хозяйственно
самостоятельных семей на основе принципа
соседства. Рождалась соседская община,
способная выдержать тяжесть классовой
организации общества.
- Уничтожение
принудительного родового равенства и
замена родовой собственности семейной и
личной вели к неравномерному накоплению
прибавочного продукта в разных семьях, к
росту имущественного неравенства.
Ослабление родовых связей и превращение
единого трудового коллектива в сумму
самостоятельных семей сделали каждый “дым”
более беззащитным, более доступным для
экономического или внеэкономического
принуждения. Хозяйственная устойчивость
каждого отдельного крестьянского двора в
условиях тогдашнего негарантированного
урожая была очень невелика, каждое
стихийное бедствие, каждый недород
разоряли тысячи семей, обрекая их на
голодную смерть или на возврат к забытому
охотничьему быту. На место старой
общественной ячейки — рода — должна была
встать какая-то новая структурная форма,
придававшая некоторую устойчивость
обществу в целом. Этой формой явился
феодальный двор с его стадами скота,
закромами зерна, как для прокорма, так и на
семена, с его запасами “тяжкого товара”—продукции
усадебных кузнецов, ковавших не только
оружие, но и плужные лемехи, чересла, топоры,
удила. Феодалы-бояре не были
благотворителями разорившегося
крестьянства;
- войной и голодом, применяя
все виды насилия, выбирая наиболее слабые
участки внутри сельских “миров”, они
постепенно утверждали свое господство,
порабощая слабейшую часть общин, превращая
общинников в холопов или закупов.
- При всей неприглядности
этой картины, надо учесть, что превращение
свободного
- крестьянина в условиях
неурожая, падежа скота, пожара и грозящей
поэтому
- смерти в закупа, во
временнозависимого, было в какой-то мере
актом добровольного выбора: крестьянин мог
бросить свой “дым” и уйти “полевать” —
охотиться лесу, но тогда он отрезал себе
путь к возвращению прежней жизни
земледельца, его судьба становилась
судьбой изгоя, насильственно выбитого из
привычно проложенной отцами и дедами колеи.
Наличие рядом с крестьянскими общинами
прочно стоящего феодального двора давало
возможность выбора: можно было идти не в лес,
а к боярину, к его тиунам и рядовичам, просит
у них “купу” — зерна, скотину, “железного
товара” для поддержания своего
неустойчивого крестьянского хозяйства в
тяжелую годину недорода, когда не
оправдывались дедовские приметы погоды и
не помогали языческие заклинания Рожаницы
и Даждьбога.
- Боярская усадьба была
ячейкой нарождавшегося феодального
общества — здесь накапливались людские
материальные резервы и создавались условия
для расширения производства.
- Путь прогрессивного
развития славянского общества неизбежно
вел от родовых общин и разрозненных “дымов”
к вотчине, с боярским феодальным двором
центре ее. Выделение племенной знати
началось задолго до оформления феодальных
отношений.
- “Миры”, состоявшие из
нескольких родовых коллективов, в свою
очередь, объединялись в племена, или “земли”.
Чем примитивнее был родовой быт славян, чем
больше была замкнутость “миров”, тем
слабее были внутриплеменные связи.
Расширение росчистей, распашек и
земледельческих угодий (“куда топор и коса
ходила”), бортных ухожаев и охотничье-рыболовческих
“гонов”, “перевесищ” и “езов” неизбежно
приводил к соприкосновению “миров”, к
спорам и распрям по поводу межей и “знамений”
и вызывало все больше обращений к власти
племенного веча или к суду племенного князя.
Процесс выделения отдельных семей из
общего хозяйства рода вместе со скотом и
инвентарем неизбежно должен был приводить
к спорам и сварам внутри род; так как он
ослаблял хозяйство рода и был своеобразны!
восстанием против прав родовладыки. В этой
борьбе “отцов и детей”
старейшины родов должны были применять
жестокие санкции вроде изгойства, а
стремящиеся к самостоятельности члены рода
вынуждены были искать правды где-то вне
самого рода. Им трудно было найти эту правду
в своем “миру”, где вече состояло из тех
же родовладык, из “старой чади”.
Приходилось апеллировать к высшей
инстанции — к власти племенного князя,
стоявшего над “мирами”. Все это усиливало
позиции общеплеменных властей и делало их
все долее и более необходимым элементом
общественного устройства.
- Общее развитие
производительных сил, успехи земледелия,
скотоводства и ремесла увеличивали как
общую сумму прибавочного продукта, так в
особенности долю, получаемую “мирскими” и
племенными властями — князьями, волхвами,
воеводами. Усилилась роль межобщинного
обмена и увеличилось некоторое разделение
труда между отдельными “мирами”, что, в
свою очередь, усиливало внутриплеменные
связи.
- Так как развитие родового
строя никогда не представляло собой
идиллической картины, а сопровождаюсь
соперничеством родов и племен, военными
столкновениями, захватом пленной “челяди”,
то роль родовых и племенных дружин
постоянно возрастала по мере обострения
противоречий и конфликтов, когда “восставал
род на род” или одно племя было “обидимо”
соседями.
- Изучение процесса
возникновения классов неотделимо от
вопроса об эволюции родоплеменных дружин,
приобретавших все большую и большую
независимость от
- рядовых соплеменников и
даже от веча.
- Рост производительных сил
позволял содержать все большее количество
воинов за счет общинных запасов, чаше
снабжать их оружием и боевыми конями. Это
привело к нарушению первобытного равенства
и к возникновению такого положения внутри
“мира”, когда вросшая количественно
группа воинов — “отроков”, испытавшая
сладость побед и вольготной жизни,
отказывалась по истечении срока своей
военно-сторожевой службы вернуться в свои
общины и не желала корчевать м пни или пасти
общинное стадо.
- Илья Муромец, “крестьянский
сын”, почуяв в себе силу богатырскую,
пробыл на работе простого “оратая” всего
один день. Отпросившись у родичей (“простите
меня со рожденого со места”), он отправился
отрывать зарытые под камнем доспехи и
поехал в род служить князю в качестве
дружинника.
- Слово “отрок”
приобретало новый смысл —член постоянной
дружины, группирующейся вокруг князя.
- Изгои, лишенные доли в
общинном хозяйстве, были, вероятно,
желанными гостями при дворах племенных
князьков и попадали здесь в состав “отроков”.
Tаким образом, поступательное движение
низовых элементов родового общества шло
рука об руку с усилением дружинно-княжеской
элемента в системе славянских племен.
- Подтверждением тех
новшеств, которые происходили накануне
образования Киевской Руси, является
археологический комплекс с. Хотомель на
Волыни. Там, посреди обширного селища VIII—IX
вв. возвышается небольшое городище с
поставленными по кругу “хоромами”
внутриего укреплений. Здесь нет еще
богатого боярского дома, все постройки
скромны и однородны, но они уже несколько
выделились из ряда обычных построек. На
этом городище найдено много предметов
вооружения и богатых серебряных украшений.
От такого дружинного поселка занявшего
срединное положение в общине и обладающего
возможностями господства над ней,
оставался oдин шаг до феодального замка, до
укрепленного боярской двора, уже
осуществлявшего это господство.
- Многогранный и сложный
процесс распада родовых связей не ослаблял,
а укреплял взаимоотношения между “мирами”
и делал все более прочной и реальной власть
племенных князей. Создавались возможности
для объединения отдельных племен в союзы,
достигавшие иногда значительных размеров и
силы.
- Появилась
многоступенчатая структура родоплеменного
общества эпохи его кризиса: родовые общины
объединились вокруг погостов в “миры” (может
быть, “верви”); совокупность нескольких “миров”
представляла собой племя, а племена все
чаще объединялись во временные или
постоянные союзы. Временные союзы
неуловимы для нас, так как они заключались
на короткий срок, иногда для одного
совместного похода, а устойчивые
постоянные союзы, просуществовавшие
десятки и сотни лет, нашли отражение в
летописной терминологии, в географической
номенклатуре и в археологических
особенностях отдельных славянских земель
VI-Хвв.
- Культурная общность
внутри устойчивых племенных союзов
ощущалась иногда довольно долго после
вхождения такого союза в состав Русского
государства и прослеживается по курганным
материалам XII— ХГП вв. и по еще более
поздним данным диалектологии.
- Летописцу Нестору были
известны 14 крупных восточнославянских
областей, из которых сложилось Русское
государство. Около Киева издавна жили
Поляне. Их соседями на востоке были
Северяне, жившие по рекам Десне, Сейму, Суле
и Северскому Донцу, сохранившему в своем
названии память о Северянах. Вниз но Днепру,
южнее Полян, жили Уличи, переселившиеся II
середине Х в. в междуречье Днестра и Буга. На
западе соседями Полян были Древляне, часто
враждовавшие с киевскими князьями. Еще
далее на запад лежали земли Волынян и
Дулебов. Крайними восточнославянскими
племенами были Тиверцы на Днестре (древнем
Тирасе) и на Дунае и Белые Хорваты в
Закарпатье.
- Севернее Полян и Древлян
были земли Дреговичей (в болотистом
левобережье Припяти), а на восток от них, по
р. Сожу — Радимичей. На Оке и Москве-реке
жили Вятичи, граничившие уже с
неславянскими мерянскo-мордовскими
племенами Средней Оки. Северные области,
граничившие с литовско-латышскими и
чудскими племенами, летописец называет
землями Кривичей (верховья Волги, Днепра и
Двины), Полочан и Словен (вокруг озера
Ильмень).
- Летописец Нестор
стремился собрать сведения о разных этапах
развития Русского государства. Сказав о
возникновении племенного княжения Полян,
которое можно относить примерно к VI в., он
отметил, что наряду с приднепровскими
Полянами “свои княжения” возникли и у
других славян — у восточных соседей Полян,
у Северян, у лесных Древлян, у Дреговичей
болотистого Полесья, у Полочан на Западной
Двине и даже далеко на севере, на краю
славянского мира, у Словен,
живших вокруг Ильменя.
- Эти “княжения”, или,
точнее, союзы племен, следует относить к VI—VIII
вв.
- Следующим (после VI в.)
важным этапом Нестор правильно считал IX в.:
к этому столетию относится и крещение
славян, и распространение славянской
письменности, изобретенной в 860-е годы
Кириллом и Мефодием.
- Продолжая рассказ о
Полянах, летописец отмечает, что “Полян
теперь называют Русью” и что Поляне-Русь
есть составная часть всего славянства, для
которого создавалась грамота.
- К величайшему сожалению,
тот раздел “Повести временных лет”
Нестора, который рассказывает о событиях IX
в. до появления варягов, оказался сильно
сокрашенным и переделанным. Многие части
были просто выброшены, а на место рассказа о
Полянах и Киеве чужой рукой была вставлена
новгородская легенда о мнимом “призвании”
князей-варягов в Новгород. Особенно
пострадал текст Нестора о том, “како
Русская земля стала есть”, т. е. как
сформировалась держава Русь.
- Тем драгоценнее для нас
уцелевший отрывок текста Нестора, в котором
автор очерчивает географические пределы
первоначального государства Руси: “Се бо
токмо словенеск язык в Руси (т. е. “вот
только эти славянские народы входят в
состав Руси”.—Б. Р.): Поляне, Древляне,
Новгородцы (?), Полочане и Север...”
- Оказывается, Нестор на
протяжении нескольких страниц своего
замечательного труда следил за судьбами
одной и той же группы восточнославянских
племен — той группы, которая прежде других
племен объединилась под главенством Полян-Руси.
Сначала он сказал о том, что каждый из этих
“языков” имел “свое княжение”, а потом
объединил их всех в одно целое как
составные части Руси.
- Что же представляло собою
государство Русь в то время (судя по
хронологическому порядку в летописи — в VIII—IX
вв.), когда вокруг Киевской земли и древнего
народа рос стали объединяться и другие
славянские области?
- В состав Руси входили
значительная часть лесостепной зоны с ее
древней земледельческой культурой, земли
славянских племен Полесья, очевидно,
покоренных силой, так как в летописи часто
говорится о вражде Полян и Древлян, и
далекие форпосты на севере на важных
магистральных путях — на Двине и, может
быть, на Волхове.
- Земли Руси почти со всех
сторон окружали славянские племена, еще не
вошедшие в состав новорожденного
государства: Волыняне, Хорваты и Бужане на
западе, Уличи и Тиверцы на юго-западе,
Радимичи и Кривичи на севере, Вятичи на
северо-востоке.
- Область Полян-Руси от
Киева до рек Роси и Тисмени и сопредельная
область Северян по Десне, Сейму и
Северскому Донцу надолго удержали
наименование “Русской земли”, которая
даже противопоставлялась иногда другим
славянским землям.
- Лишь со временем понятие
“Русская земля” было распространено на
все территории восточного славянства.
- * * *
- К IX столетию ясно
обозначилось сложение в ряде областей слоя
русского боярства, или “рыцарства”, как
писали восточные авторы.
- Письменные и
археологические источники говорят не
только о существовании такого дружинного
слоя, но и о значительной дифференциации
его, о наличии простых воинов и богатой
знати, владевшей таким количеством золота и
серебра, что иностранным купцам казалось,
будто в землях Руси где-то есть серебряный
рудник.
- Верблюд с погонщиком.
Фреска. XI в. Софийский собор в Киеве
- Большой интерес
представляют свидетельства восточных
авторов IX—Х вв., писавших в Багдаде, Хорезме,
Балхе,— там, где бывали русские купеческие
караваны, начиная с IX в. Большинство этих
свидетельств восходит к источникам
середины IX в., к эпохе киевских князей Дира и
Аскольда.
- В 1892 г. русский ученый А. Г.
Туманский, разыскивая астрономические
сочинения хана Улугбека, случайно
натолкнулся в Бухаре на ценнейшую древнюю
географию — “Книгу пределов мира”.
Рукопись была написана в 983 г., когда на Руси
княжил Владимир I, но безымянный персидский
автор опирался на старых арабских и
среднеазиатских географов VIII—IX вв. (Ал
Балхи, Ал Хорезми и др.); его сведения о
Восточной Европе можно отнести к первой
половине IX в., т. е. примерно к тому же
времени, что и свидетельство Нестора о
первоначальной доваряжской Руси.
- У автора “Книги пределов
мира”, как и у Нестора, “Русская земля”
рассматривается отдельно от земли
- славян, но это следует
понимать не как противопоставление славян
русам, а лишь в географическом смысле
применительно к той сравнительно недолгой
эпохе, когда Русь в качестве государства
уже существовала, но всех восточных славян
еще не объединила.
- Вот главная часть текста
“Книги пределов мира”, говорящая о Руси:
- Рассуждение о стране Рус
и ее городах
- К востоку от этой страны
лежат горы Печенегов.
- К югу от нее — река Рута (название
искажено; возможно, имеется в виду р. Рось? —
Б. Р.), К западу — славяне,
- К северу — необитаемые
страны Севера.
- Это обширная страна: ее
жители обладают дурным характером —
непокорны, держатся вызывающе, любят
спорить, воинственны. Они воюют со всеми
неверными, которые живут вокруг их страны, и
одерживают победы.
- Их царя зовут рус-хакан (этот
высокий восточный титул применялся
русскими князьями до середины XI в.— Б. Р.).
- Эта страна чрезвычайно
богато одарена природой всем, что
необходимо для жизни.
- Одна часть населения —
воины, рыцарство.
- Они (русы) уважают своих
волхвов.
- Они ежегодно платят
правительству десятую часть от своей
добычи и торговых доходов.
- Они хоронят своих
мертвых со всем их имуществом, платьями и
украшениями. В могилу покойникам они ставят
пищу и питье.
- “Куяба” (Киев) —
русский город, ближайший к странам ислама.
Этот город, расположенный в приятной
местности, является резиденцией царя.
- Там выделываются
разнообразные меха и ценные мечи.
- “Слаба” (Переяславль) —
хороший город, из которого в мирное время
ездят торговать в землю Болгар (очевидно,
имеется в виду земля причерноморских
Черных Болгар.— Б. Р.). “Уртаб” (?) — город,
где убивают иностранцев, если они попадают
туда. Там изготавливаются ценные клинки и
мечи, которые можно согнуть пополам и они
снова распрямляются сами.
- Безымянный персидский
автор как бы наполнил интересным
содержанием сухой географический обзор
Руси, уцелевший от рассказа Нестора.
Богатая природа, красивые города, развитое
оружейное дело, торговые связи — все это
дополняется описанием воинственных
русских “рыцарей”, подчиняющих соседей и
никому не покоряющихся, кроме своего царя-хакана,
живущего в Киеве и собирающего десятину.
- Языческие погребальные
обряды и уважение, оказываемое жрецам,
вводят нас в религиозный мир русов.
Возможно, что к этому же ритуальному
разделу относится упоминание о загадочном
городе, в котором убивают иноземцев; быть
может, был в земле русов такой священный
город, куда не допускали чужаков,— например,
город Родень на Роси, город грозного
славянского бога Рода-Перуна?
- Другие восточные авторы
дополняют сведения о русах. Богатый и
знатный рус предстает как воин,
повелевающий слугами и рабами; он одет в
парчовый кафтан с золотыми пуговицами и
высокую соболью шапку,, носит золотые
обручи (гривны), подтверждающие его
богатство и знатность. Знатный воин отлично
вооружен: у него есть боевой топор, нож, лук,
доспехи, а у пояса висит меч, подаренный ему,
еще мальчику, отцом как символ
воинственного наследства. Богатый и
знатный рус — владелец корабля, хозяин
партии пленных рабов и рабынь и ценной
пушнины; его доходы исчисляются десятками
тысяч серебряных арабских диргемов (от
каждых 10 тысяч диргемов рус делает своей
жене подарок — серебряную цепь); признаком
богатства является многоженство. Запасы
меда у некоторых богатых славян доходят до
100 бочек. Десятую часть своих военно-торговых
прибылей он уплачивает царю Руси (Персидский
Аноним).
- Русскую знать
современники упрекают в воинственности, в
заносчивости, неподатливости (Персидский
Аноним). В далеких походах на юг русские
дружинники то обнаруживают чувство
товарищества и готовы погибнуть все за
одного, то начинают завидовать друг другу, и
родной брат готов ограбить или убить брата
из-за добычи (Ибн-Русте).
- В своей родной стране, где
много “замков и крепостей”, русы
гостеприимны по отношению к чужеземцам и
охраняют их от опасностей.
- Представителей русской
знати пышно хоронят: сжигают вместе с
женами и рабами на погребальном костре или
опускают в обширную могилу — дом со всем
оружием и утварью. Некоторые русы были
христианами уже в середине IX в.
- Один из среднеазиатских
авторов, писавший о Руси по материалам
середины IX в., отметил, что это — страна,
изобильная всякими благами, и обобщил
разрозненные сведения о русской знати
фразой: “Одна часть населения у них (у русов)
— рыцарство”.
- Во главе этой рыцарской
державы, “воюющей со всеми неверными и
одерживающей победы над живущими вокруг”,
стоит “хакан-рус”, верховный глава всей
воинственной русской знати, “обширных
городов и многих обитаемых стран”.
Восточный титул хакана бытовал на Руси с 839
г. Обычно он применялся к наиболее
могущественным повелителям многоплеменных
держав вроде Аварского, Хазарского,
Тюркского каганатов.
- У славян существовала
многоступенчатая лестница наименований
знатных лиц (частично знакомая и восточным
авторам): известен титул жупана; выше жупана
по положению стоит князь (кнадз), ; князья,
как следует из договора с греками 911г.,
делились на просто князей и князей великих.
Всю эту иерархию увенчивал глава Русской
державы, живший в Киеве и принявший высокий
титул хакана, удержанный киевскими
князьями вплоть до XI в.
- “Царь Руси” жил в
обширном дворце вместе с 400 преданных ему
дружинников. Каждому воину прислуживали
две женщины, что увеличивало население
дворцового комплекса еще на 800 человек.
- В распоряжении царя
имелась конница; в его арсенале было много
доспехов. Русские войска, по подсчетам
современников, иногда достигали 100 тысяч
воинов (500 кораблей по 200 человек на каждом).
- Царю помогал в
государственных делах его наместник.
Большую власть имели волхвы,
пользовавшиеся нравом ритуальных убийств
мужчин и женщин. Упоминаются пышные
языческие храмы и идолы с головами,
отлитыми из золота. Царь получал десятую
часть всех торговых доходов и военной
добычи своих бояр и мужей. 11роизводились
ежегодные объезды славянской страны для
сбора дани, которая взималась будто бы
одеждой (может быть ценными мехами?) —по
одной одежде с каждого сына или дочери в год.
В областях славянского царства находились
наместники царя, управлявшие этими
областями.
- Царь Руси производил суд;
спорящие стороны являлись на
разбирательство, и иногда по приговору царя
назначался судебный поединок, на который
приходили все родичи тяжущихся и с оружием
в руках наблюдали за боем. Царь славян,
живший в городе “Джарвабе” (?), применял
смертную казнь по отношению к разбойникам
или же ссылал преступников “в отдаленные
области под надзор правителей”.
- Столицей Руси был город
Куяба — Киев, но упоминаются и другие
русские и славянские города. Напомним, что
русов и славян в текстах восточных авторов
нельзя рассматривать как две разные
этнические группы. “Русы суть племя из
славян”,— утверждал в середине IXв. Ибн-Хордадбех.
Часть славян была подчинена русам, “служила
им”. Это надо понимать в смысле
установления политического господства
Руси над другими славянскими племенами, что
и отражено русской летописью и
византийскими источниками.
- К Х в. имя Руси
окончательно уже приобрело политический,
государственный оттенок: “Подобно этому “Рус”,
“Хазар”, “Серир” — название государства,
а не города и не народа” (Ибн-Хаукаль).
- Приведенный выше очерк
истории славяно-русского общества эпохи
становления феодального государства,
сделанный на основе сведений нескольких
восточных авторов (Ибн-Хордадбех, Ибн-Русте,
Ибн-Фадлан, Масуди, Персидский Аноним и др.),
полностью подтверждается археологическими
материалами IX—Х вв. и сведениями о Руси
арабских географов.
- Важными историческими
памятниками являются многочисленные
курганы, разбросанные в разных концах
славянской земли. Как уже говорилось, смена
родовых усыпальниц индивидуальными
погребениями знаменовала собой (может быть,
даже с некоторым опозданием) распад родовых
общин и выделение отдельных семей.
- Наличие дружинных и
боярских курганов IX—Х вв. в окрестностях
Киева, Чернигова, Смоленска и других
древних городов подтверждает все
написанное иноземцами о русской знати того
времени.
- * * *
- Кризис
первобытнообщинного строя, усилившийся в
лесостепной полосе в первые века н.э.,
принял особенно резкие формы в VI в., когда
началось образование крупных племенных
союзов и борьба с Византией. За VI—IX вв.
произошли на очень широкой территории
распад родовых связей и выделение дружин,
обусловленные развитием славянского
хозяйства.
- К началу IX в. в центре
восточнославянских племен сложилось
государство Русь, объединившее почти
половину племен вокруг Киева и ведшее
борьбу с кочевниками, с Византией и с
варягами.
- Русское государство
сложилось задолго до прихода варягов без
всякого внешнего воздействия. Одновременно
с ним возникли и другие славянские
государства.
- Появление варяжских
отрядов в русских землях было несравненно
менее значительным эпизодом, чем появление
в степях печенегов, с которыми молодому
Русскому государству пришлось вести
тяжелую и упорную войну.
- Возникновение
крупнейшего в Европе феодального
государства — Руси — сразу обратило на
него внимание всех современников и сделало
его известным во всех концах тогдашнего
мира.
|