ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ РУСИ
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА САЙТ ЕВДОКИМОВА ЕВГЕНИЯ.

HTTP://CLARINO2.NAROD.RU     E-MAIL: STUDIO18@MAIL.RU

ИСТОРИЯ

ЛИТЕРАТУРА

СТАТЬИ

ФИЛОСОФИЯ

ЛИТЕРАТУРА

ГЛАВНАЯ

КАРТА САЙТА

ЗАКАВКАЗЬЕ

WEB-ДИЗАЙН

Е-MAIL

 Последние новости

РОССИЯ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ПРАВЛЕНИЯ НИКОЛАЯ II

На престол вступает Николай II. В 1888 г. близ станции Борки (в 45 км от Харькова) потерпел крушение императорский поезд. Александр III на своих плечах удержал крышу вагона-ресторана и спас жену и детей, но получил несколько ушибов, один из которых, по-видимому, задел почки. Вскоре развилась почечная болезнь.

20 октября 1894 г. Александр III умер. На престол вступил его старший сын Николай II (1868—1918).

Николаю Александровичу в ту пору было 26 лет. Образованием его руководил К. П. Победоносцев. Худощавый, невысокий, новый император выглядел моложе своих лет, держался скромно, даже неуверенно и многим казался недостаточно повзрослевшим. Он еще не был женат. Его избранница, принцесса Алиса Гессенская, не понравилась родителям, и свадьба долго откладывалась. Теперь, после воцарения, пришлось сначала устраивать свадьбу, а затем коронацию. В ноябре 1894 г. молодой император сочетался браком с гессенской принцессой, принявшей православное имя Александра Федоровна.

17 января 1895 г. состоялся торжественный прием депутаций от дворянства, земств, городов и казачества. Николай, заметно волнуясь, произнес короткую речь, подглядывая в шпаргалку, запрятанную в фуражку. Ключевой момент в этой речи многих заставил вздрогнуть. “Мне известно, говорил царь, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекшихся бессмысленными мечтаниями об участии представителей земства в делах внутреннего управления; пусть все знают, что я... буду охранять начало самодержавия так же твердо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный родитель”.

В шпаргалке, написанной Победоносцевым, говорилось о “беспочвенных мечтаниях”. Но Николай то ли оговорился, то ли кто-то ему посоветовал “усилить” это место. Слова о “бессмысленных мечтаниях”, прозвучавшие крайне обидно, сразу и навсегда оттолкнули от Николая либералов.

В мае 1896 г. в Москве проходили торжества по случаю коронации. На Ходынском поле устроили народные гулянья с раздачей “царских подарков” (сайка, кусок колбасы, пряник и кружка). Поле не выровняли, а киоски поставили слишком тесно. 18 мая при громадном стечении народа произошла страшная давка, погибло 1389 человек. На царя это произвело неприятное впечатление, но торжества шли своим ходом.

Прошло несколько лет, и однажды императорская чета присутствовала при спуске на воду броненосца “Александр III”. Порывом ветра сорвало тяжелый флагшток, который упал в публику, убив несколько человек. С тех пор в народе сложилось поверье, что молодая царица приносит несчастья.

Николай II в такие минуты всегда оставался невозмутимо спокойным. Многие говорили о его равнодушии. Но с тем же стоическим спокойствием встретил он и роковой конец своего царствования, свою смерть и смерть своих близких. В загадочной душе последнего русского царя нелегко разобраться.

Ясно, однако, что Николай II не был создан для государственных дел, хотя относился к ним добросовестно. Он был создан для семьи, для домашнего уюта. Только кругом семьи ограничивались его привязанности, только жене и детям дарил он любовь и тепло. Окружающий мир,казался ему враждебным. С его стороны он всегда ожидал посягательств на самого себя, на своих близких, их покой, мир и достояние. Неотъемлемым, завещанным свыше достоянием своей семьи он считал самодержавную власть, которую он получил от отца и которую считал своим долгом передать сыну.

Люди, впервые беседовавшие с Николаем, бывали очарованы его обходительностью. Но это было поверхностное впечатление. Всех, кому доводилось долго с ним общаться, постигало разочарование. В его душе было как бы две стороны теплая и холодная. Теплая была всегда обращена к семье, холоднаяк внешнему миру. Министры, среди которых были талантливые люди, пользовались его расположением только до тех пор, пока он испытывал в них нужду. Затем он их без сожаления отбрасывал, как поношенную одежду.

Николай II был столь же консервативен, как и Александр III, хотя не унаследовал от отца сильного и твердого характера. Очень ошиблись те, кто с воцарением молодого императора связывали надежды на поворот в сторону реформ.

Либеральное движение в конце XIX в. Во времена Александра III либеральное движение переживало трудные испытания. Министр внутренних дел Д. А. Толстой борьбу с земским либерализмом сделал одним из основных направлений своей политики.

Прекратил свою деятельность “Земский союз”. Вскоре последовала земская контрреформа.

Многие земские работники в то время ушли в “малые дела”, в начинания по распространению среди народа грамотности, просвещения, культуры. Но и на почве “малых дел” и “культурничества” они сталкивались с общегосударственными проблемами и искали их решение. Эти поиски расширяли и обогащали либеральную программу.

В эти годы лозунг конституции в либеральном движении отступил на второй план. Вперед выдвинулись требования, выработанные на основании земской практики: 1) введение всеобщего начального образования; 2) отмена телесных наказаний (в те годы они распространялись только на крестьян); 3) создание мелкой земской единицы на базе волостного управления.

Эти требования высказывались на земских собраниях, пропагандировались в печати (в московской газете “Русские ведомости”, в журналах “Вестник Европы”, “Русская мысль”, “Русское богатство”).

В 1885—1886 гг. в Петербургский комитет грамотности при Вольном экономическом обществе вошли молодые либералыкнязь Д. И. Шаховской, начинающие ученые братья С. Ф. и Ф. Ф. Ольденбурги, В. И. Вернадский. С этих пор деятельность комитета сосредоточилась на издании и рассылке в народные библиотеки популярных книг. Комитет поставил вопрос о введении всеобщего начального образования и провел исследования, подтвердившие реальную осуществимость этого дела. По требованию Министерства внутренних дел деятельность Комитета грамотности была поставлена в жесткие рамки. В знак протеста из Комитета вышли почти все его члены. Они продолжили свою работу в обществе “Помощь в чтении больным и бедным”.

Полицейские гонения на Комитет грамотности вызвали протесты Вольного экономического общества, старейшей общественно-научной организации, основанной в 1765 г. В 1895 г. Общество возглавил граф Петр Александрович Гейден (1840—1907). Оно решило ходатайствовать об отмене телесных наказаний и о введении всеобщего обучения. Общество широко открыло двери для публики, приглашая гостей на свои заседания. Оно превратилось в своеобразный клуб, в котором обсуждались самые животрепещущие вопросы.

В 1898 г., когда крестьянство в очередной раз голодало, в повестку дня Общества был поставлен продовольственный вопрос. Его обсуждение использовали как повод для критики правительства. В ответ власти запретили публиковать в газетах отчеты о заседаниях Общества и допускать на них постороннюю публику. Общество обязали представлять на утверждение программы своих заседаний. В знак протеста оно прекратило общие собрания своих членов. ,. В 1883 г. было основано Общество русских врачей в память Н. И. Пирогова. Главная задача общества состояла в устройстве Пироговских съездов. Активное участие в их работе принимали земские врачи, которые и подняли вопрос об отмене телесных наказаний и о помощи голодающим. Ходатайства Пироговского общества об участии в помощи голодающим были отклонены властями как “не соответствующие” его уставу.

Вопрос о мелкой земской единице вырос из насущных потребностей земского хозяйства. По мере его развития становилось все труднее руководить им непосредственно из уездного центра, без промежуточных звеньев. “Мысль о необходимости мелкого земского органа толкается решительно во все двери отраслей земского дела”, говорилось в решении Рыльской уездной земской управы (Курской губернии). С устройством такого органа земские деятели связывали надежды на сближение с крестьянством и вовлечение его в либеральное движение.

Местная администрация нередко запрещала обсуждение вопроса о мелкой земской единице. Земства подавали жалобы в Сенат, и в 1903 г. Рязанскому земству удалось выиграть дело в Сенате.

По мере развития земского хозяйства и оживления земского движения все острее ощущалась необходимость координирующего органа, наподобие распавшегося “Земского союза”. В 1896 г. во время коронации Николая II председатель Московской губернской земской управы Д. Н. Шипов предложил председателям губернских управ устраивать ежегодные встречи. Первая такая встреча, с разрешения администрации, состоялась летом того же года на всероссийской выставке в Нижнем Новгороде. Но на следующий год министр внутренних дел И. Л. Горемыкин запретил встречу.

С 1899 г. по инициативе князей Петра и Павла Долгоруковых видные земские деятели стали собираться на частные встречи, для беседы. Этот кружок так и стали называть “Беседа”. Сначала в нем обсуждались только земско-хозяйственные вопросы, а затем перешли и к политическим.

Либеральное движение медленно шло на подъем. В конце XIX в. оно уже не ограничивалось узким кругом дворян. В него включилась значительная часть земской интеллигенции. Оно захватило университеты, научные и просветительные общества, распространило свое влияние на широкие круги городской интеллигенции. По численности и активности либеральный лагерь теперь не уступал консервативному, хотя и не сравнялся с радикально-демократическим.

Либеральное народничество. После ликвидации “Народной воли” более заметную роль в народническом движении стало играть его мирное, реформистское направление. Оно получило название либерального народничества.

Либеральные народники считали, что настоящего капитализма в России пока еще нет. Банки, акционерные общества, биржиэто не капитализм, это “игра в капитализм”, утверждали они.

Поэтому есть еще возможность избежать капитализма, поддерживая общину, артель и другие более или менее коллективные формы производства, привычные русскому народу. Такие формы труда они называли “народным производством”. Либеральные народники наметили ряд мер для его поддержки: расширение крестьянского землевладения путем переселений и покупок земли у казны и помещиков, обеспечение крестьян дешевым кредитом, уравнение их в правах с другими сослов.иями.

Особенно широко идеи либерального народничества распространились среди “третьего элемента” в земстве. Но влияние и авторитет идеологов этого течения (Н. К. Михайловского, В. П. Воронцова, С. Н. Кривенко и др.) выходили далеко за рамки земской интеллигенции.

Николай Константинович Михайловский (1842—1904) был одним из ведущих сотрудников “Отечественных записок”, поддерживал связь с народовольцами. После событий 1 марта 1881 г. Михайловского выслали из Петербурга. Когда ссылка закончилась, он стал сотрудничать в журнале “Русское богатство”, издателем которого был писатель В. Г. Короленко. Этот журнал известен как главный печатный орган либеральных народников.

Михайловский был публицистом, литературным критиком и философом. В центре его учения лежала идея личности, индивидуальности. Развитие личности он считал мерилом исторического прогресса. Общие законы истории, писал он, определяют лишь порядок, в котором исторические эпохи следуют одна за другой. Конкретное же содержание эпох, их свет и тени, их •тональность во многом зависят от людей, которые тогда жили и действовали. Живая личность, утверждал Михайловский, “ставит цели в истории” и “двигает к ним события” через все препятствия. Теории Михайловского окрыляли молодежь, воспитывали в ней активное отношение к жизни.

В личных отношениях Михайловский бы сдержан, даже слегка суховат, избегал красивых фраз, но близкие люди отмечали его благородство, огромную самодисциплину и деловую заботливость по отношению ко всем, кого он любил, уважал, ценил (таких людей было много).

Но человеческая дружба ткань тонкая, дорогая и непрочная. Михайловский в конце концов разошелся и с Воронцовым, и с Кривенко. Помимо личных конфликтов, сыграли роль и идейные расхождения.

Василий Павлович Воронцов (1847—1918) в свое время был близок к чайковцам, принадлежал к числу умеренных лавристов. Многолетняя работа в земстве убедила его в том, что рассчитывать на успех революционной агитации среди крестьянства нет никакой возможности. Слишком запуганное и забитое, оно не доверяет посторонним людям и живет своей обособленной жизнью, реализуя свой творческий потенциал в общине, артели, трудовой крестьянской семье.

Воронцов, талантливый ученый-экономист, проделал огромную работу по систематизации и обработке материала, накопленного в результате земских статистических исследований. Его трудам современники были обязаны значительным расширением своих знаний о крестьянской общине. Прежде о ней много говорили и спорили, но мало знали. Михайловский высоко ценил экономические работы Воронцова, но осуждал его чрезмерное увлечение идеями русской самобытности. Он считал также, что Воронцов идеализирует крестьянство.

Особенно тяжело переживал Михайловский разрыв с Сергеем Николаевичем Кривенко (1847—1906). Связанный в свое время с “Народной волей”, Кривенко побывал в тюрьме и ссылке, а после возвращения стал писать о сельских учителях, врачах, об их неприметной, но такой нужной работе. Михайловский упрекал его за откровенную проповедь “теории малых дел”. Кривенко отвечал, что “малые дела” могут слагаться в крупные и служить великим целям.

Излюбленной темой публицистики Кривенко были земледельческие общины, создаваемые интеллигентами. Он признавал, что почти все попытки образования таких общин кончались крахом. Они распадались вследствие внутренних распрей и взаимной нетерпимости. Он считал, что это происходило оттого, что такие общины всегда создавались на этических, толстовских принципах, а экономические задачи отодвигались на второй план. Он мечтал организовать такую общину, которая не ставила бы целью достижение личной праведности, а отличалась деловой, социально полезной направленностью. Бегство от городской жизни, возвра-. щение к природе Кривенко считал внутренней потребностью, которая постепенно пробуждается у современного человека.

Он приобрел участок земли близ Туапсе и попытался организовать земледельческую общину. Несмотря на огромные усилия, это начинание все же закончилось крахом. Кривенко умер в Туапсе.

Революционеры. Проникновение в Россию марксизма. Одним из первых русских марксистов стал Г. В. Плеханов, в прошломбакунист и руководитель “Черного передела”. К нему примкнули другие члены этой организации, оказавшиеся за границей,В. И. Засулич, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч, В. Н. Игнатов. В 1883 г., собравшись в Женеве, они объединились в группу “Освобождение труда”.

В первой своей марксистской работе, “Социализм и политическая борьба”, Плеханов решил рассчитаться со своим народническим прошлым. Вопреки Бакунину, а отчасти и Чернышевскому Плеханов заявил, что борьба за социализм включает в себя и борьбу за политические свободы и конституцию. Также вопреки Бакунину он считал, что ведущей силой в этой борьбе будут промышленные рабочие. Плеханов полагал, что между свержением самодержавия и социалистической революцией должен быть более

или менее длительный исторический промежуток. Он предостерегал от “социалистического нетерпения”, от попыток форсирования социалистической революции. Самым печальным их последствием, писал он, может стать установление “обновленного царского деспотизма на коммунистической подкладке”.

Ближайшей целью русских социалистов Плеханов считал создание рабочей партии. Он призывал не запугивать либералов “красным призраком социализма”. В борьбе с самодержавием рабочим потребуется помощь и либералов, и крестьян.

В другой работе, “Наши разногласия”, Плеханов попытался объяснить российскую действительность с марксистской точки зрения. Вопреки народникам он считал, что Россия уже бесповоротно вступила в период капитализма. В крестьянской общине, доказывал он, давно нет былого единства, она раскалывается на “красную и холодную стороны” (на богатеев и бедняков), а потому не может быть основой для построения социалистического общества. В перспективе полный распад и исчезновение общины. Плеханов здесь явно недооценивал жизнестойкость крестьянской общины.

Главную свою задачу группа “Освобождение труда” видела в пропаганде марксизма в России и сплочении сил для создания рабочей партии. Плеханов и Засулич перевели ряд работ К. Маркса и Ф. Энгельса.

Появление в России первых марксистских работ Плеханова вызвало взрыв возмущения среди народников. Плеханова обвиняли в “оскорблении святыни”, “отступничестве”, переходе на “службу реакции”. Устраивались торжественные сожжения его книг.

Тем не менее для распространения марксизма складывалась благоприятная обстановка. Крестьянство было по-прежнему пассивно, а в городах и фабричных поселках то там, то здесь бастовали рабочие. В России стали появляться марксистские кружки. Один из первых под руководством болгарского студента Димитра Благоева возник в 1883 г. В 1889 г. среди студентов Петербургского технологического института возникла другая марксистская группа, которую возглавил М. И. Бруснев.

В 1888 г. марксистский кружок появился в Казани. Его организатором был 17-летний Н. Е. Федосеев, исключенный из гимназии за “политическую неблагонадежность”. Осенью 1888 г. в кружок Федосеева впервые пришел бывший студент В. И. Ульянов.

Начало революционной деятельности В. И. Ульянова (Ленина). Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870—1924) осенью 1887 г. поступил на юридический факультет Казанского университета, но проучился недолго. В декабре он участвовал в студенческой сходке. Многих, кто был на ней, исключили из университета и выслали из города в том числе и первокурсника Ульянова.

Со времени исключения из университета и до 1891 г. В. И. Ульянов не имел определенных занятий. В это тяжелое время, чувствуя себя отверженным, пришел он в кружок Федосеева. Марксистское учение сразу привлекло молодого человека. Ему казалось, что оно несет в себе такой заряд, который способен взорвать весь этот несправедливый мир.

В 1891 г. В. И. Ульянову наконец разрешили держать экзамены экстерном на юридическом факультете Петербургского университета. Получив университетский диплом, он занял должность помощника присяжного поверенного при Самарском окружном суде. Здесь он вел мелкие уголовные и гражданские дела, не получая удовлетворения от службы. Продолжал ходить на собрания марксистов, писал рефераты с критикой народников и постепенно втягивался в подпольную работу.

Юридическое образование, полученное наспех, экстерном, почти не отразилось ни на взглядах В. И. Ульянова, ни на его сочинениях. Наоборот, верный ученик Чернышевского, он с презрением относился к “буржуазному” праву и “буржуазным” конституциям. Гражданские свободы он ценил лишь за то, что они дают возможность беспрепятственно вести социалистическую пропаганду.

В 1893 г. В. И. Ульянов перевелся из Самары в Петербург на такую же должность, но здесь не вел ни одного судебного дела. Отныне все свои силы он отдавал организации марксистского движения, пропаганде среди рабочих и полемике с народниками.

В ходе борьбы с народничеством В. И. Ульянов, вольно или невольно, позаимствовал многие его черты. Он никогда не скрывал своего восхищения перед народовольцами, перед их организацией, отлаженной и четко действовавшей. Его мечтой было создание дисциплинированной и сплоченной партии, ведущей за собой миллионную армию пролетариата, который в свою очередь увлечет за собой крестьянство. Народовольцы идейно породнили его с Ткачевым, а через него и с Нечаевым.

Первые шаги к созданию сильной и централизованной организации В. И. Ульянов предпринял в 1895 г. Он выезжал за границу, где встречался с Плехановым. Осенью того же года он принял участие в создании петербургского “Союза борьбы за освобождение рабочего класса”.

“Союз” стал самой многочисленной из всех прежде существовавших социал-демократических (марксистских) организаций. В его руководство входили В. И. Ульянов, Г. М. Кржижановский, Н. К. Крупская, Ю. О. Мартов (Цедербаум) и др. Руководящему центру были подчинены районные группы, а им рабочие кружки. Поддерживались связи с заводами и фабриками. Издавались листовки, готовился первый номер нелегальной газеты. Однако в конце 1895 г. полиция арестовала 57 членов “Союза”, в том числе Ульянова. В 1897 г. он был сослан в село Шушенское Енисейской губернии.

Петербургский “Союз борьбы” продолжал действовать. В 1898 г. по его инициативе в Минск съехались представители ряда

марксистских кружков и групп (всего 9 человек). Они объявили о создании Российской социал-демократической рабочей партии. Минский съезд известен как I съезд РСДРП. Но вскоре после съезда было арестовано большинство членов избранного на нем Центрального комитета.

За время ссылки В. И. Ульянов написал ряд трудов по экономическим вопросам и теории социализма. Работа “Развитие капитализма в России” не утратила научного значения и по сей день. В 1900 г. срок ссылки истек.

Первые свои публикации В. И. Ульянов подписывал псевдонимами “Тулин”, “Ильин”. В 1901 г. он впервые подписался: Н. Ленин. Под именем Ленина он и вошел в мировую историю.

 

 

            наверх

Разработка структуры и дизайна сайта Евдокимов Евгений
Если Вы хотите оставить свой след в сети Интернет,
я помогу Вам. Разработка и верстка сайта
в самые короткие сроки. Жду Ваших заявок:
e-mail: studio18@mail.ru

 

Hosted by uCoz