|
Восточные
славяне и их расселение.
В начале 7 в. летописец монах Киево-Печёрского монастыря Нестор создаёт “Повесть временных лет”, в которой рассматривает вопрос о том: “откуда есть пошла земля русская”. В основу его трудов ложится Библия со своём сказании о потопе, после которого, сыновья Ноя, разделили между собой землю. Один из них – Иафет взял под своё покровительство страны Европы. В состав народов, которые сидят в Афетовой части вошли русь, чудь \ прибалты \, лахи \ поляки \, шведы, англичане и т.д. Родина славян – земли по Дунаю, откуда они и разошлись по свету. Но Нестор предполагал, что славяне могли жить и в землях скифов \ Приднепровье, Северное Причерноморье \ или даже в землях хазар \ Приазовье, Нижнее Поволжье \. Но дунайская прародина славян Нестору ближе; именно с дунайских берегов, из Прикарпатья и переместились славяне со Среднее Поднепровье. ВЫВОД:
В 6 – 3 в.в. до н. э. на территории Европы и Азии проживали индоевропейцы, которые сливались со здешними жителями и создавали новые общности людей. В последствии из индоевропейцев выделились несколько групп:
До 3 тысячелетия до н.э. индоевропейцы говорили на одном языке и молились одним богам. На рубеже 3 – 2 тысячелетия до н.э., в период бронзового века, индоевропейцы начали обособляться. Предки славян расселились в районе реки Вислы. Затем они переместились до Одера на западе и Днепра на востоке, на юге -–Карпаты, Дунай, на севере – Припять. Во второй половине 2 тысячелетия появились бронзовые орудия, за счёт чего усилилась военная активность. Начались завоевания, переселения. В связи с этим появились новые группы праславян.
В 7 – 8 в.в. славяне уже составляли значительную часть населения Восточной Европы. Здесь они встретились с более ранними балтским и угро-финским населением. Между ними наладились дружеские отношения в связи с тем, что имела место очень маленькая плотность населения, от чего пришельцам не было необходимости силой отнимать землю. Славяне принесли более высокую земледельческую культуру, что давало возможность к обмену опытом. Занятия и общественный строй. Посёлки 1 – 5 дворов. Бедные хижины. Небольшая полуземлянка с полом на 1 – 1,5 метра ниже уровня земли. Деревянные стены, крыша обмазана глиной. Внутри: глиняная или каменная печь без дымохода. Площадь жилья 10 – 20 метров. Посёлки обносились земляными валами и частоколом. Главное занятие – земледелие. Но в 7 веке славяне не знали 2 – 3х полья. Они появились с 7 – 8 веках. До 7 века существовало подсечное земледелие в лесах и залежное в лесостепях. В 7 – 8в. появилось унавоживание почвы, поэтому землю перестали бросать. С 7 – 8в. начали пахать, а до этого – рыхлили. Это привело к появлению новых орудий труда: в 7 – 8 веках – рало, в 9 веке – плуг, а в лесной зоне появилась соха. Основные сельхоз.культуры – пшеница, ячмень, просо, на севере – рожь, овёс. Разводили скот. Рыболовство, бортничество. Развитие хозяйства привело к разложению родовой общины, появилась соседская община.Признаки родовой – общий труд, общественная собственность, равенство.Признаки соседской – семейная собственность привела к появлению частной. Труд семьи. Неравенство.Ремёсла. Торговля. Ремесло отделилось от земледелия. Ремесленники селились на пересечении торговых путей, где находились религиозные святыни, жили племенные вожди. Так зарождались города. Сложилось несколько торговых путей. В 8 – 9 веке – путь из "варяг в греки”: Киев, Смоленск, Новгород, Любич. Восточный торговый путь: Волга и Дон. Муравская дорога: в Прибалтику и на юг, к Азовскому морю. Были пути и в западную Европу.
Религия. Её истоки уходят в индоевропейские древние верования. Религия языческая. Боги – главные и второстепенные. Во главе славянских богов – Сваборг, бог вселенной. Его сыновья – Сварожичи, солнце и огонь. Бог солнца – Даждьбог почитался славянами. Молились Роду и Рожаницам – богам плодородия. Велес – покровитель скотоводства. Стрибог повелевал ветрами. По мере слияния славян с некоторыми иранскими и угро-финскими племенами их боги перекочевывали и в славянский пантеон. Так в 8 – 9 веках у славян почитался бог солнца – Хорс \ Иран \. Оттуда же появился бог Симаргл, который изображался в виде пса и считался богом почвы \ в Иране – хозяин подземного царства \. Единственным крупным женским божеством была Макошь, которая олицетворяла рождение всего живого и была покровительницей женской части хозяйства. Со временем, в период зарождения гос-ва, на первый план выдвигался бог молнии и грома – Перун, который затем, становится главным божеством, сливается со Сваргом и Родом. Культ Перуна родился в княжеской дружинной среде.Другие существа: упыри – злые духи, берегини – добрые духи. В лесу лешие, в воде – русалки. Каждый дом находится под покровительством домового, который отождествляется с духом своего родоначальника, т.е. пращура. Новый год начинался 1 января праздником Коляды. Сначала в домах гасли огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, что означало рождение нового солнца. В марте праздновала день весеннего равноденствия, сжигали чучело зимы. 1- 2 мая убирали лентами берёзу, украшали зеленью дома, позднее это станет христианской Троицей.
|
|