|
41 — И вот теперь всплыла абсурдная
проблема: «как мог Бог допустить это!»
На это повреждённый разум маленькой общины
дал такой же поистине ужасный по своей
абсурдности ответ: Бог отдал своего Сына
для искупления грехов, как жертву. Так
разом покончили с Евангелием! Очистительная
жертва, и притом в самой отвратительной, в
самой варварской форме, жертва невинным
за грехи виновных! Какое страшное язычество!
Иисус уничтожил даже самое понятие «вины»,
он совершенно отрицал пропасть между Богом
и человеком, он жизнью своей представил
это единство Бога и человека как своё
«благовестие»... А не как
преимущество! — С этого времени шаг за
шагом в тип Спасителя внедряется учение о
Суде и Втором Пришествии, учение о смерти
как жертвенной смерти, учение о Воскресении,
с которым из Евангелия фокуснически
изымается всё понятие «блаженства»,
единственная его реальность, в пользу
состояния после смерти!.. Павел со всей
наглостью раввина, которая так ему присуща,
дал этому пониманию, этому распутству мысли,
такое логическое выражение: «если
Христос не воскрес, то вера наша тщетна».
— И разом из Евангелия вышло самое
презренное из всех неисполнимых обещаний,
— бесстыдное учение о личном
бессмертии... Павел учил о нём даже как о награде!.. 42 Теперь уже видно, чему положила конец
смерть на кресте: новому, самобытному
стремлению к буддистскому спокойствию, к
действительному, а не только обещанному
счастью на земле. Ибо — как я уже
указывал — основным различием между
обеими религиями-decadence остаётся то, что
буддизм не обещает, но исполняет,
христианство же обещает всё, но не
исполняет ничего. — За «благой
вестью» последовала по пятам весть самая
скверная: весть Павла. В Павле воплотился
тип, противоположный «благовестнику»,
гений в ненависти, в видениях ненависти, в
неумолимой логике ненависти. Чего
только не принёс этот dysangelist в жертву своей
ненависти! Прежде всего Спасителя: он
распял его на своём кресте. Жизнь,
пример, учение, смерть, смысл и право всего
Евангелия — ничего более не осталось,
когда этот фальшивомонетчик путём
ненависти постиг, в чём единственно он
нуждается. Не в реальности, не в
исторической истине!.. И ещё раз жреческий
инстинкт иудея учинил то же великое
преступление над историей, — он просто
вычеркнул вчера, позавчера христианства, он
изобрёл историю первого христианства.
Даже более: он ещё раз извратил историю
Израиля, чтобы представить её как
предварительную историю для своего
дела; все пророки говорили о его «Спасителе»...
Церковь извратила позже даже историю
человечества, обратив её в предысторию
христианства... Тип Спасителя, учение,
практика, смерть, смысл смерти, даже то, что
было после смерти, — ничто не осталось
неприкосновенным, ничто не осталось даже
напоминающим действительность. Павел
просто переложил центр тяжести всего того
бытия за это бытие — в ложь о «воскресшем»
Иисусе. В сущности, ему не нужна была жизнь
Спасителя — ему нужна была смерть на
кресте и кое-что ещё... Поистине, было бы
явной niaiserie со стороны психолога доверять
Павлу, родиной которого была столица
стоического просвещения, когда он выдавал
за доказательство посмертной жизни
Спасителя галлюцинацию, или доверять хотя
бы даже его рассказу, что он имел эту
галлюцинацию: Павел хотел цели, следовательно,
он хотел и средства... Во что не верил он сам,
в то верили те идиоты, среди которых он сеял своё
учение. — Его потребностью была власть;
при помощи Павла ещё раз жрец захотел
добиться власти, — ему нужны были только
понятия, учения, символы, которыми
тиранизируют массы, образуют стада. Что
единственно заимствовал позже Магомет у
христианства? Изобретение Павла, его
средство к жреческой тирании, к образованию
стада: веру в бессмертие, т. е. учение о «Суде»... 43 Когда жизненный центр тяжести переносят
из жизни в «потустороннее» — в ничто,
то тем самым вообще лишают жизнь центра
тяжести. Великая ложь о личном бессмертии
разрушает всякий разум, всякую
естественность в инстинктах; всё, что есть в
инстинктах благодетельного, что
способствует жизни, ручается за будущее,
— возбуждает теперь недоверие. Жить так,
чтобы не было более смысла жить, — это
становится теперь «смыслом» жизни... К
чему дух общественности, к чему ещё
благодарность за происхождение и предков, к
чему работать вместе, к чему доверять, к
чему способствовать общему благу и иметь
его в виду?.. Всё это «соблазны», всё
это отклонения от «истинного пути»
— «единое есть на потребу»...
Чтобы каждый, как «бессмертная душа»,
был равен каждому, чтобы в совокупности
всего живущего «спасение» каждой
отдельной единицы смело претендовать на
вечность, чтобы маленькие святоши и на три
четверти чокнутые смели воображать, что
ради них постоянно нарушаются законы
природы, такое беззастенчивое возведение
всякого рода эгоизма в бесконечное, в бесстыдное,
надо клеймить презрением в полной мере. И
однако же, христианство обязано своей победой
именно этому жалкому тщеславию
отдельной личности, — как раз этим самым
оно обратило к себе всех неудачников,
настроенных враждебно к жизни, потерпевших
крушение, все отребья и отбросы
человечества. «Спасение души» по-немецки:
«мир вращается вокруг меня»... Яд
учения «равные права для всех»
христианство посеяло самым основательным
образом. Из самых тайных уголков дурных
инстинктов христианство создало
смертельную вражду ко всякому чувству
благоговения и почтительного расстояния
между человеком и человеком, которое
является предусловием для всякого
повышения и роста культуры, — из ressentiment
масс оно выковало главное орудие против
нас, против всего благородного,
радостного, великодушного на земле, против
нашего счастья на земле... «Бессмертие»,
признаваемое за каждым Петром и Павлом,
было до сего времени величайшим и
злостнейшим посягательством на аристократию
человечества… — И не будем низко
ценить то роковое влияние, которое от
христианства пробралось в политику! Никто
теперь не имеет более мужества заявлять об
особых правах, о правах господства, о
чувстве почтения к себе, к другому, нет
более пафоса дистанции... Наша политика
болеет этим недостатком мужества! —
Аристократизм настроения ложью о равенстве
душ погребён окончательно; и если вера в
«право большинства» делает революции
и будет их делать, то нельзя
сомневаться в том, что это — христианство,
христианские суждения ценности,
которые каждая революция только переводит
в кровь и преступление! Христианство есть
восстание всего по-земле-пресмыкающегося
против того, что над ней возвышается:
Евангелие «низших» унижает... 44 — Евангелия неоценимы, как
свидетельства уже неудержимой коррупции внутри
первых общин. То, что позже Павел с
логическим цинизмом раввина довёл до конца,
было лишь процессом распада, начавшегося со
смертью Спасителя. — При чтении этих
Евангелий нужно быть как можно более
осторожным: за каждым словом встречается
затруднение. Я признаюсь, — и меня
поддержат — что именно этим они
доставляют психологу первостепенное
удовольствие, — как противоположность
всякой наивной испорченности, как
утончённость par excellence, — как виртуозность
в психологической испорченности. Евангелия
ручаются сами за себя. Библия вообще стоит
вне сравнения. Чтобы не потеряться здесь
совершенно, прежде всего нужно помнить, что
ты среди евреев. Игра в «святое»,
достигшая здесь такой гениальности, какой
не достигала она нигде в другом месте —
ни в книгах, ни среди людей, —
жульничество в словах и жестах, как искусство,
— это не есть случайность какой-нибудь
единичной одарённости, какой-нибудь
исключительной натуры. Это принадлежность расы.
В христианстве, как искусстве свято лгать,
всё иудейство, вся наистрожайшая
многовековая иудейская выучка и техника
доходят до крайних пределов мастерства.
Христианин, этот ultima ratio лжи, есть иудей во
второй, даже третьей степени... Основная
воля, направляемая только на то, чтобы
обращаться с такими понятиями, символами,
телодвижениями, которые доказываются из
практики жреца, инстинктивное уклонение от
всякой другой практики, от перспектив
всякого иного рода оценок и
полезностей — это не только традиция, это
наследственность: лишь как
наследственное действует оно, как природа.
Все человечество, даже лучшие умы лучших
времен (исключая одного, который, может быть,
единственный — не человек) позволяли
себя обманывать. Евангелие читали как книгу
невинности... ни малейшего указания на то,
с каким мастерством ведётся здесь игра. —
Конечно, если бы мы видели их, даже хотя
бы мимоходом, всех этих удивительных
лицемеров и фокусников-святых, то с ними
было бы покончено — и именно потому, что я
не читаю ни одного слова без того, чтобы не
видеть жестов, я и покончил с ними... Я
не выношу по отношению к ним известного
способа смотреть снизу вверх. — К счастью,
книги для большинства есть только литература.
Нельзя позволять вводить себя в
заблуждение: «не судите!» — говорят
они, но сами посылают в ад всё, что стоит у
них на пути. Препоручая суд Богу, они судят
сами; прославляя Бога, они прославляют
самих себя; требуя тех добродетелей,
которые как раз им свойственны, — даже
более, которые им необходимы, чтобы вообще
не пойти ко дну, — они придают себе
величественный вид борьбы за добродетель,
борьбы за господство добродетели. «Мы
живём, мы умираем, мы жертвуем собою за
благо» («Истина», «Свет»,
«Царство Божье»); в действительности
же они делают то, чего не могут не делать.
Сидя в углу, ёжась, как крот, живя в тени, как
призрак, — они создают себе из этого обязанность:
по обязанности жизнь их является смирением,
как смирение она есть лишнее
доказательство благочестия... Ах, этот
смиренный, целомудренный, мягкосердый род
лжи! — «За нас должна
свидетельствовать сама добродетель»...
Читайте Евангелия, как книги соблазна при
посредстве морали: эти маленькие люди
конфискуют мораль, — они знают, как нужно
обращаться с моралью! Люди всего лучше водятся
за нос моралью! — реальность
заключается в том, что здесь самое
сознательное самомнение избранников
разыгрывает скромность: себя, «общину»,
«добрых и справедливых» раз навсегда
поставили на одну сторону, на сторону «истины»,
а всё остальное, «мир», — на другую...
Это был самый роковой род мании величия,
какой когда-либо до сих пор существовал на
земле: маленькие выродки святош и лжецов
стали употреблять понятия «Бог», «истина»,
«свет», «дух», «любовь»,
«мудрость», «жизнь» как синонимы
самих себя, чтобы этим отграничить от себя
«мир»; маленькие евреи в суперлативе,
зрелые для любого сумасшедшего дома,
перевернули все ценности сообразно самим
себе, как будто «христианин» был
смыслом, солью, мерой, а также последним
судом всего остального... Вся дальнейшая
судьба предопределилась тем, что в мире уже
существовал родственный по расе вид мании
величия, — иудейский: коль скоро
разверзлась пропасть между иудеем и
иудейским христианином, последнему не
оставалось никакого иного выбора, как ту же
процедуру самоподдержания, которую внушал
иудейский инстинкт, обратить против
самих иудеев в то время, как иудеи обращали
её до сих пор только против всего не
иудейского. Христианин есть тот же еврей,
только «более свободного»
исповедания. 45 — Я дам несколько примеров того, что засело в голову этих маленьких людей, что вложили они в уста своему учителю: это настоящее признание «прекрасных душ». — «И если кто не примет вас и не будет слушать вас, то, выходя оттуда, отрясите прах от ног ваших, во свидетельство на них. Истинно говорю вам: отраднее будет Содому и Гоморре в день суда, нежели тому городу» (Марк 6, 11). — Как это по-евангельски!.. «А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Марк 9, 42). — Как это по-евангельски!.. «И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Марк 9,47). — Не глаз только здесь подразумевается... «И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Марк 9, 1). — Хорошо солгал, лев. «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо...» (Примечание психолога. Христианская мораль опровергается этим «ибо»: опровергать её «основы» — это по-христиански) (Марк 8, 34). — «Не судите, да не судимы будете. Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Матф. 7, 1). — Какое понятие о справедливости, о «праведном судии!..» «Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и мытари?» (Матф. 5, 46). — Принцип «христианской любви»: она хочет быть в конце концов хорошо оплаченной... «А если не будете прощать людям согрешений их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Матф. 6, 15). — Очень компрометирует вышеназванного «Отца»… «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Матф. 6, 33). — Всё это: т. е. пища, одежда, все насущные потребности жизни. Заблуждение, скромно выражаясь... Незадолго перед этим Бог является портным, по крайней мере в известных случаях... «Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их» (Лука 6, 23). — Бесстыдное отродье! Они сравнивают себя уже с пророками!.. «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (Павел 1 к Коринф. 3, 16). — Для подобного нет достаточной меры презрения... «Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?» (Павел 1 к Коринф. 6, 2). К сожалению, не только речь сумасшедшего... Этот ужасный лжец продолжает: «разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские!..» «Не обратил ли Бог мудрость мира сего в
безумие? Ибо когда мир своею мудростью не
познал Бога в премудрости Божией, то
благоугодно было Богу юродством проповеди
спасти верующих... не много из вас мудрых по
плоти, не много сильных, не много
благородных. Но Бог избрал немудрое мира,
чтобы посрамить мудрых, и немощное мира
избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и
незнатное мира и уничиженное и ничего не
значащее избрал Бог, чтобы упразднить
значащее, — для того, чтобы никакая плоть
не хвалилась перед Богом» (Павел I к
Коринф. 1, 20 и далее). — Чтобы понять
это место — перворазрядное
свидетельство для психологии всякой морали
чандалы, нужно прочесть первое
рассмотрение моей «Генеалогии морали»:
там впервые выведена на свет
противоположность аристократической
морали и морали чандалы, родившейся из
ressentiment и бессильной мести. Павел был
величайшим из всех апостолов мести... 46 — Что из этого следует? То, что
хорошо делают, если надевают перчатки при
чтении Нового Завета. Близость такой массы
нечистоплотности почти вынуждает к этому.
Мы так же мало желали бы общения с «первыми
христианами», как и с польскими евреями,
— не потому, чтобы мы имели что-нибудь
против них: те и другие нехорошо пахнут. —
Напрасно высматривал я в Новом Завете хотя
бы одну симпатичную черту: там нет ничего,
что можно бы было назвать свободным, добрым,
откровенным, честным. Человечность не
сделала здесь ещё и своего первого шага,
— недостает инстинктов чистоплотности...
В Новом Завете только дурные инстинкты,
и даже нет мужества к этим дурным
инстинктам. Сплошная трусость, сплошное
закрывание глаз и самообман. Всякая книга
кажется чистоплотной, если её читать вслед
за Новым Заветом; так, например,
непосредственно после Павла я читал с
восхищением того прелестного, задорного
насмешника Петрония, о котором можно было
бы сказать то же, что Доменико Боккачио
написал герцогу Парма о Чезаре Борджа: «e
tutto festo» — бессмертно здоровый,
бессмертно весёлый и удачливый... Эти
маленькие ханжи просчитываются как раз в
главном. Они нападают, но всё то, на что они
нападают, тем самым получает отличие.
На кого нападает «первый христианин»,
тот не бывает этим замаран... Напротив:
есть некоторая честь иметь против себя «первых
христиан». Читая Новый Завет, отдаёшь
предпочтение всему, что он третирует, не
говоря уже о «мудрости мира сего»,
которую дерзкий враль напрасно пытается
посрамить «юродливой проповедью»...
Даже фарисеи и книжники выигрывают от таких
противников: должно же быть в них что-нибудь
ценное, если их так неприлично ненавидят.
Лицемерие, вот упрёк, который смели
бросить «первые христиане»!
Достаточно того, что это были привилегированные,
— ненависть чандалы не нуждается в
других основаниях. «Первый христианин»
— я боюсь, что и «последний», которого,
может быть, я ещё переживу, — по самым
низменным инстинктам есть бунтовщик против
всего привилегированного, — он живёт, он
борется всегда за «равные права»... Если
приглядеться, то он не имеет иного выбора.
Если хотят быть в собственном лице «избранниками
Бога», или «храмом Божьим», или «судьёю
ангелов», то всякий другой принцип
выбора, например принцип правдивости, ума,
мужественности и гордости, красоты и
свободы сердца, попросту «мира», —
есть уже зло само по себе... Мораль:
каждое слово в устах «первого
христианина» есть ложь, каждый поступок,
совершаемый им, есть инстинктивная ложь,
— все его ценности, все его цели вредны,
но кого он ненавидит, что он
ненавидит, то имеет ценность...
Христианин, христианский священник в
особенности, есть критерий ценностей...
Нужно ли говорить ещё, что во всём Новом
Завете встречается только единственная
фигура, достойная уважения? Пилат, римский
правитель. Он не может принудить себя к тому,
чтобы принять всерьёз спор иудеев.
Одним евреем больше или меньше — что за
важность?.. Благородная насмешка римлянина,
перед которым происходит бесстыдное
злоупотребление словом «истина»,
обогатила Новый Завет новым выражением, которое
имеет цену, которое само по себе есть его
критика, его отрицание: «что есть
истина!..» 47 — Не то отличает нас от других, что
мы не находим Бога ни в истории, ни в природе,
ни за природой, но то, что мы почитаемое за
Бога чувствуем не как «божественное»,
но как жалкое, абсурдное, вредное — не как
заблуждение только, но как преступление
перед жизнью... Мы отрицаем Бога как Бога...
Если бы нам доказали этого Бога
христиан, мы ещё менее сумели бы поверить в
него. — По формуле: deus, qualem Paulus creavit, dei negatio.
Религия, которая, подобно христианству, не
соприкасается с действительностью ни в
одном пункте, которая падает тотчас, стоит
только действительности предъявить свои
права хоть в одном пункте, — по
справедливости должна быть смертельно
враждебна «мудрости мира», другими
словами, науке, — для неё будут хороши
все средства, которыми можно отравить,
оклеветать, обесславить дисциплину
духа, ясность и строгость в вопросах
совести, духовное благородство и свободу.
«Вера», как императив, есть veto против
науки, in praxi ложь во что бы то ни стало...
Павел понял, что ложь, что «вера»
была необходима; церковь позже поняла Павла.
— Тот «Бог», которого изобрёл Павел,
Бог, который позорит «мудрость мира» (т.
е. собственно двух великих врагов всякого
суеверия, филологию и медицину), — это
поистине только смелое решение самого
Павла назвать «Богом» свою
собственную волю, thora, — это сугубо
иудейское. Павел хочет позорить «мудрость
мира»; его враги — это хорошие
филологи и врачи александрийской выучки,
— им объявляет он войну. Действительно,
филолог и врач не может не быть в то же время
и антихристианином. Филолог смотрит позади
«священных книг», врач позади
физиологической негодности типичного
христианина. Врач говорит: «неизлечимый»,
филолог: «шарлатан»... 48 — Поняли ли собственно знаменитую историю, которая помещена в начале Библии, — историю об адском страхе Бога перед наукой?.. Её не поняли. Эта жреческая книга par excellence начинается, как и следовало ожидать, великим внутренним затруднением жреца: он имеет только одну великую опасность, следовательно, Бог имеет только одну великую опасность. — Ветхий Бог, «дух» всецело, настоящий
верховный жрец, истинное совершенство,
прогуливается в своём саду: беда только, что
он скучает. Против скуки даже и боги борются
тщетно. Что же он делает? Он изобретает
человека: человек занимателен... Но что это?
и человек также скучает. Безгранично
милосердие Божье к тому единственному
бедствию, от которого не свободен ни один
рай: Бог тотчас же создал ещё и других
животных. Первый промах Бога: человек не
нашёл животных занимательными, — он
возгосподствовал над ними, он не пожелал
быть «животным». — Вследствие этого
Бог создал женщину. И действительно, со
скукой было покончено, — но с другим ещё
нет! Женщина была вторым промахом Бога.
— «Женщина по своему существу змея, Heva»,
— это знает всякий жрец; «от женщины
происходит в мире всякое несчастье», —
это также знает всякий жрец. «Следовательно,
от неё идёт и наука»... Только через
женщину человек научился вкушать от древа
познания. — Что же случилось? Ветхого
Бога охватил адский страх. Сам человек
сделался величайшим промахом Бога, он
создал в нём себе соперника: наука делает равным
Богу, — приходит конец жрецам и богам,
когда человек начинает познавать науку!
— Мораль: наука есть нечто
запрещённое само по себе, она одна
запрещена. Наука — это первый грех, зерно
всех грехов, первородный грех. Только
это одно и есть мораль. — «Ты не
должен познавать»; остальное всё
вытекает из этого. — Адский страх не
препятствует Богу быть благоразумным. Как защищаться
от науки? — это сделалось надолго его
главной проблемой. Ответ: прочь человека из
рая! Счастье, праздность наводит на мысли
— все мысли суть скверные мысли... Человек
не должен думать. — И «жрец в себе»
изобретает нужду, смерть, беременность с её
опасностью для жизни, всякого рода бедствия,
старость, тяготу жизни, а прежде всего
болезнь — все верные средства в борьбе с
наукой! Нужда не позволяет человеку
думать... И всё-таки! ужасно! Дело познания
воздвигается, возвышаясь до небес, затемняя
богов, — что делать? — Ветхий Бог
изобретает войну, он разъединяет народы,
он делает так, что люди взаимно истребляют
друг друга (— жрецам всегда была
необходима война...). Война наряду с другим
— великая помеха науке! — Невероятно!
Познание, эмансипация от жреца даже
возрастает, несмотря на войну. — И вот
последнее решение приходит ветхому Богу:
«человек познал науку, — ничто не
помогает, нужно его утопить!»... 49 — Я понят. Начало Библии содержит всю
психологию жреца. — Жрец знает только одну
великую опасность — науку: здоровое
понятие о причине и действии. Но наука в
целом преуспевает только при счастливых
обстоятельствах: нужно иметь избыток
времени и духа, чтобы «познавать»... Следовательно,
нужно человека сделать несчастным: это
всегда было логикой жреца. — Можно уже
угадать, что, сообразно этой логике, теперь
явилось на свет: «грех»... Понятие о
вине и наказании, весь «нравственный
миропорядок» изобретён против науки,
против освобождения человека от жреца...
Человек не должен смотреть вне себя, он
должен смотреть внутрь себя: он не
должен смотреть на вещи умно и
предусмотрительно, как изучающий; он вообще
не должен смотреть: он должен страдать...
И он должен так страдать, чтобы ему всегда
был необходим жрец. — Прочь, врачи! Нужен
Спаситель. — Чтобы разрушить в
человеке чувство причинности,
изобретаются понятия о вине и наказании,
включая учение о «милости», об «искуплении»,
о «прощении» (насквозь лживые
понятия без всякой психологической
реальности): всё это покушение на понятия
причины и действия! — И покушение не
при помощи кулака или ножа или
откровенности в любви и ненависти! Но из
самых трусливых, самых хитрых, самых
низменных инстинктов! Покушение жреца!
Покушение паразита! Вампиризм бледных
подземных кровопийц!.. Если естественные
следствия перестают быть естественными, но
мыслятся как обусловленные призрачными
понятиями суеверия («Бог», «дух»,
«душа»), как «моральные»
следствия, как награда, наказание, намёк,
средство воспитания, — этим уничтожаются
необходимые условия познания — над
человечеством совершается величайшее
преступление. — Грех — это форма
саморастления человека par excellence, — как
уже было сказано, изобретён для того, чтобы
сделать невозможной пауку, культуру, всякое
возвышение и облагорожение человека; жрец господствует,
благодаря изобретению греха. 50 — Я не обойду здесь молчанием психологию «веры», «верующих», именно для пользы самих «верующих». Если теперь ещё нет недостатка в таких, которые не знают, насколько неприлично быть «верующим», или что это служит признаком decadence, искалеченной воли к жизни, то завтра они уже будут знать это. Мой голос достигает и тугих на ухо. — Кажется, если только я не ослышался, у христиан существует критерий истины, который называется «доказательство от силы». «Вера делает блаженным: следовательно, она истинна». — Можно бы было возразить, что блаженство здесь не доказывается, а только обещается; блаженство обусловливается «верой»; должен сделаться блаженным, потому что веришь... Но чем доказывается, что действительно наступает то, что жрец обещает верующему как «потустороннее», недоступное для всякого контроля? — Таким образом, мнимое «доказательство от силы» в основе есть опять-таки только вера в то, что явится действие, обещанное верой. По формуле: «я верю, что вера делает блаженным, — следовательно, она истинна». — Но мы подошли к концу. Это «следовательно» было бы absurdum, как критерий истины. — Однако если мы предположим, с некоторой снисходительностью, что доставление блаженства доказывается верой (не только как желаемое, не только как нечто обещаемое подозрительными устами жреца), — то всё же было ли блаженство — выражаясь технически, удовольствие — когда-нибудь доказательством истины? Так мало, что оно почти даёт доказательство противоположного; во всяком случае, если чувство удовольствия вмешивается в обсуждение вопроса «что есть истина?», то возникает огромное подозрение относительно истины. «Удовольствие» как доказательство есть только доказательство «удовольствия» — не более. Откуда имеем мы право утверждать, что именно истинные суждения доставляют более удовольствия, чем ложные, и что, в силу предустановленной гармонии, они необходимо влекут за собой приятные чувства? — Опыт всех строгих и глубоких умов учит нас обратному. Каждый шаг в сторону истины надо было отвоёвывать, нужно было за него пожертвовать всем, чем питается наше сердце, наша любовь, наше доверие к жизни. Для этого нужно величие души. Служение истине есть самое суровое служение. — Что значит быть честным в духовных вещах? Быть строгим к своему сердцу, презирать «прекрасные чувства», из всякого Да и Нет делать вопросы совести!.. Вера делает блаженным: следовательно, она лжёт!.. |
|