ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ РУСИ
ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА САЙТ ЕВДОКИМОВА ЕВГЕНИЯ.

HTTP://CLARINO2.NAROD.RU     E-MAIL: STUDIO18@MAIL.RU

ИСТОРИЯ

ЛИТЕРАТУРА

СТАТЬИ

ФИЛОСОФИЯ

ЛИТЕРАТУРА

ГЛАВНАЯ

КАРТА САЙТА

ЗАКАВКАЗЬЕ

WEB-ДИЗАЙН

Е-MAIL

 Последние новости

- Армения -

Уже во II—III вв. н. э. в Закавказье начался период кризиса рабовладельческих отношений. Раньше остальных закавказcких государств на путь феодального развития вступила Армения.

Утверждение феодализма в Армении.

В недрах рабовладельческого общества зарождалась и укреплялась феодальная собственность на землю. В связи с этим крестьяне-общинники (шинаканы) и рабы, посаженные на землю как самостоятельно хозяйствующие семьи (ердумарды), постепенно образовали новый класс — феодально-зависимое крестьянство. В то же время из рабовладельческой знати стал формироваться новый класс эксплуататоров — землевладельцев-феодалов. В феодалов превращались и представители окраинной племенной знати, и бывшие крупные должностные лица.

Верховным правителем всей территории Великой Армении считался царь из династии Аршакидов. Вся страна была поделена на области — сатрапии, которыми управляли нахарары — представители высшей знати, получавшие от царя землю во временное владение. В остальных областях страны, на окраинах, еще сохраняли свою власть племенные вожди, быстро превращавшиеся в феодалов. На более низкой ступени иерархической лестницы стояли мелкие феодалы — азаты и приравненное к ним сельское духовенство. Азаты были освобождены от налогов, но обязательно несли службу в царской и нахарарской коннице. Сельское духовенство взамен военной несло духовную службу. В этой стройной системе каждое нижестоящее лицо являлось вассалом, слугой своего господина, и обязано было выполнять вассальные обязательства, которые в основном носили характер военной службы.

Христианство стало государственной религией Армении в III в. В течение IV столетия церковь постепенно феодализировалась. В каждом нахарарстве было создано епископство. Епископ царского домена — армянский католикос — по отношению к другим епископам занимал такое же положение, как царь к своим вассалам — нахарарам. Епископы располагали огромными земельными угодьями и множеством прислужников. Последнее место в церковной иерархии занимали священники, которые, помимо своих прочих доходов, получали долю с общинных земель и, подобно всадникам-азатам, были освобождены от налоговых обложений.

К низшему сословию принадлежали прежде всего шинаканы — крестьяне-общинники, жившие в деревнях. Они составляли основное податное население страны; во главе общин стояли сельские старшины и их роды — привилегированный слой крестьянства, свободные собственники земли, на которых были возложены сбор налогов и наблюдение за несением крестьянских повинностей.

Сельские общины, находившиеся на землях феодалов, были подвластны, кроме центральной власти, также и местным князьям. Кроме царских трудовых повинностей, они несли и повинности в пользу частных землевладельцев. Эти повинности приобретали характер барщины.

В IV в., в условиях роста наследственного частного землевладения и оживления торгово-денежных отношений, феодалы стремятся часть податей получать деньгами. Это углубляет процесс имущественного расслоения внутри сельской общины. Крестьянин, лишенный денег, был вынужден обращаться к ростовщику. Развитие ростовщичества наносило тяжелый удар сельской общине. В роли ростовщика в то время выступали сельский священник и староста селения, должности которых превратились в наследственную привилегию наиболее зажиточных и влиятельных семей. Так в IV—V вв. в Армении вырастает слой богатых крестьян, скупавших наделы разоренных односельчан.

Земли беднейших общинников постепенно концентрировались в руках крупных и средних земельных собственников. Обнищавший, потерявший землю крестьянин лишался права быть членом сельской общины. Такой общинник превращался в бесправного изгоя. Не принадлежа к какой-либо общине, он, следовательно, находился вне закона. Он становился или наемным работником в хозяйстве землевладельца, или наследственным арендатором-издольщиком у зажиточных односельчан.

Общинники лично были свободны, но не имели права переходить с места на место. Если же они не уплачивали возложенных на них податей, то становились “приписными” крестьянами — должны были даром работать в хозяйстве того землевладельца, который внес за них подать. Такие “приписные” крестьяне социально уравнивались с рабами.

Тяжелым бременем ложились на крестьян царские налоги, различные феодальные повинности и так называемая десятина, взимаемая духовенством. Служба в армии и постоянные постои войск разоряли крестьян. Это вызывало их недовольство. Наиболее примитивной формой протеста против эксплуататоров было бегство шипаканов. Беглые крестьяне и рабы находили убежище в высокогорных областях Армении, где еще господствовал патриархальный уклад. Таким был, например, Сасун. Нередко крестьяне-общинники и рабы бежали от подневольного труда в города, которые издавна имели право предоставлять им убежище.

В IV в. в Армении еще продолжали существовать старые эллинистические города — центры ремесла и торговли, а также рабовладельческой эксплуатации. Население их — торговцы и ремесленники, объединенные в особые корпорации, а также городской плебс (рамики) — подчинялось законам городской общины, к которой и обращался армянский царь с особыми царскими посланиями.

Города древней Армении всецело поддерживали царскую власть Аршакидов в их стремлении сохранить рабовладельческое централизованное государство.

Однако укрепление феодальной собственности на землю привело в IV в. к тому, что царь лишь формально считался верховным правителем, а фактически превратился в одного из крупных земельных феодалов. Вокруг его земель возникли наследственные феодальные княжества, владетели которых прилагали все силы к тому, чтобы освободиться из-под контроля царя. Естественно, что они относились к городам и горожанам враждебно. В борьбе против городов нахарарство не гнушалось даже пособничеством врагов родины и прямым союзом с ними.

Особенно ярко эта враждебность проявилась во время походов сасанидского царя Шапура II в 364—368 гг., когда армянские нахарары-изменники возглавили войска завоевателей. Во время этих походов были разорены и разрушены наиболее крупные города Великой Армении: Арташат, Валаршапат, Ерван-дашат, Ван и многие другие. Торгово-ростовщическое и ремесленное население этих городов было уведено в плен, города превратились в деревни.

Разрушение городских центров и захват их торгово-ремесленного населения ускорили процесс распада товарного хозяйства и его натурализацию. Города захирели и потеряли значение хозяйственных центров. Нахарарские и церковные имения все больше превращаются в самостоятельные хозяйственные организации. Этот процесс готовил почву для политического распада единого централизованного государства Великой Армении.

Однако благодаря общенародной борьбе против иранских захватчиков и собственных феодалов Армения, несмотря на подорванную экономику, смогла на время сохранить централизованное государство. В этой борьбе погиб армянский царь Аршак II. На престол вступил его сын Пап. Поддержанный народными ополчениями и вспомогательными войсками римлян, он организовал разгром персидских войск Сасанидов. В 371 г, Шапур вынужден был признать Папа и вывести свои войска из Армении. Пап проводил линию, направленную на уничтожение могущества церкви и феодалов, пытаясь приостановить центробежные стремления нахарарства. Подчинив церковь государству, конфисковав часть церковных земель и отменив десятину, он использовал полученные средства для укрепления обороноспособности страны. Освободившиеся земли он роздал новым ленникам — азатам, обязанным за это служить в войсках царя. Численность армянской конницы была доведена до 90 тыс. всадников. Естественно, что усиление Армении пришлось не по душе римскому императору, который и организовал заговор против молодого царя.

В 374 г. Пап был убит. Император Валент назначил на армянский престол двоюродного брата Папа Вараздата (374— 380 гг.). Новый царь, хотя и был под надзором римских легионов, вскоре присоединился к сторонникам независимости страны и стал пытаться править самостоятельно.

Как римляне, так и персы не могли примириться со стремлением Вараздата к независимости. Они использовали растущее среди нахараров недовольство центральной властью. Нахарары и церковь в течение IV в. экономически настолько усилились, что стали фактическими хозяевами вверенных им территорий и старались не платить государству налогов, получаемых от населения. Сасанидский Иран и Римская империя, признав, правда временно, иммунитет нахараров, привлекли их этим на свою сторону и подготовили таким образом почву для раздела Армении. Раздел был осуществлен в 387 г. Все окраинные области Великой Армении были отняты, а оставшаяся внутренняя часть — Срединная страна (площадью около 172 тыс. кв. км) — была поделена между двумя державами: три четверти страны остались в руках Ирана, одна четверть досталась римлянам. В обеих частях на вассальном положении временно была сохранена власть армянских Аршакидов.

После этого раздела единая территория централизованного государства Великой Армении, существовавшего почти шесть столетий, уже не восстанавливалась.

Падением централизованного рабовладельческого государства Аршакидов и приобретением административной власти нахарарами заканчивается переходный период и начинается эпоха господства раннефеодальных отношений.

Армения в iy — начале VII в.

Сасанидской Арменией управлял на местник “царя царей Ирана и не Ирана” — марзпан, совмещавший гражданскую и военную власть. Марзпана назначали обычно из среды армянской феодальной аристократии. К управлению страной широко привлекалось нахарарство.

Армения представляла собой совокупность малых и больших владений армянских нахараров. В пределах своей территории нахарар был облечен политической властью, выполняя функции управителя и судьи. Он имел своих чиновников из вассальной служилой знати — азатов, которые собирали подати и следили за выполнением повинностей трудовым населением в пользу нахарара. Каждый нахарар держал войско.

В этот период развивается так называемое сепухское право. Внутри нахарарских фамилий происходил процесс выделения отдельных семейств — сепухов, которые получали свою долю из общего фамильного достояния в качестве сепухской доли. Сепухи, азаты и мелкие нахарары являлись вассалами крупных феодалов.

Таким образом, к середине V в. Армения представляла собой полузависимую страну и управлялась армянской знатью под верховным владычеством Ирана. Государственные налоги шли в казну Сасанидов. Марзпаном Армении в это время был представитель армянских нахараров Васак Сюни (443—451 гг.). Ему были подчинены ведомства государственного управления, во главе которых стояли нахарары. Армянская конница находилась в распоряжении самих нахараров. В стране не было по существу представителей сасанидской власти, поскольку иранские гарнизоны подчинялись армянскому марзпану в лице Васака Сюни.

Положение, создавшееся в Армении, не устраивало Сасанидов. Армения являлась тем форпостом, откуда они могли контролировать Сирию и Малую Азию и преграждать преемнице Рима — Византии — доступ на Кавказ. Этот форпост надо было поставить в одинаковое положение с остальными частями государства, то есть уничтожить внутреннюю самостоятельность Армении.

Сасаниды, пользуясь тем, что Византия была поглощена войнами с Аттилой и церковными распрями, возобновили политику уничтожения внутренней самостоятельности Армении. Они постарались привлечь на свою сторону всех антивизантийски настроенных лиц среди армянской аристократии и заручиться их поддержкой. Уже в начале своей активной наступательной политики Сасаниды обратили серьезное внимание на владетелей Сюника, от ориентации которых многое зависело. Сюник оказался в центре внимания сасанидского двора особенно во второй четверти V в., когда остро встал вопрос об охране кавказских рубежей Сасанидской империи от нашествий кочевников с севера. Именно в это время иранский “царь царей” Ездегерд II назначил Васака Сюни марзпаном Иберии (Картли) и возложил на него охрану Аланских ворот. Васак Сюни завязал дружеские отношения с вождями пограничных гуннских племен.

Тем временем к востоку от Каспия, в Средней Азии, Ирану также приходилось вести энергичную борьбу с кочевниками. Ездегерд мобилизовал и направил в Среднюю Азию военные силы всех подчиненных ему стран, в том числе и закавказских. Этой мерой он лишил Армению военной силы и облегчил себе путь к уничтожению ее внутреннего самоуправления.

Прежде всего в Армении была проведена всеобщая перепись населения и всех объектов обложения. После переписи, точно выявив возможности обложения, Сасаниды наложили на Армению тяжелые подати, причем не только на шинаканов, рамиков и городское население, но и на духовенство.

Сильное увеличение налогов вызвало недовольство среди всех слоев населения. К антисасанидскому движению примкнули даже нахарары, поскольку Иран начал наступление на их наследственные привилегии и фактически отстранил их от политического руководства страной.

В 450 г. началось народное восстание, охватившее всю страну. Организатором повстанческого движения стал известный в Армении полководец Вардан Мамиконян. Ему помогали многие нахарары и даже бывший ставленник Сасанидов — марзпан Васак Сюни. С армянами поддерживали тесный контакт восставшие грузины и албаны. Все слои народа были охвачены единодушным порыве уничтожить врага и освободить свою страну. Войска восставших армян завладели всеми стратегическими пунктами страны и разместили там свои гарнизоны. Вардану Мамиконяну удалось одержать несколько побед над иранскими войсками. В Арташате он образовал новое правительство, став правителем страны и одновременно главой вооруженных сил. Начальниками ведомств он сделал близких себе людей.

Однако международная обстановка была неблагоприятной для восставших. Византийский император Маркиан, занятый борьбой с гуннами, решительно отказал армянам в помощи и даже предоставил Ирану денежные субсидии для борьбы с восставшими. Именно этот факт послужил основной причиной решительного поворота политики марзпана Васака Сюни, сперва тайно, а затем явно перешедшего на сторону врага и помогавшего ему окончательно разбить восставших.

Васак Сюни и его сторонники прилагали все усилия, чтобы закончить восстание взаимным соглашением армян с персами и всячески стремились убедить “царя царей” смягчить свою политику в Армении.

Ездегерд II послал в Армению указ о прощении восставших. В указе он обещал освободить заключенных участников повстанческого движения и вернуть конфискованное имущество и земли. Взамен “царь царей” просил от нахараров Армении свидетельства о верности, а сам приносил клятву, обещая, что все будет забыто и никакого отмщения не последует.

На многих нахараров этот указ произвел большое впечатление. В их глазах поднялся авторитет Васака Сюни, которого считали инициатором этой политики уступок центрального правительства. Они полагали, что Васак Сюни стремится избежать кровопролития и разорения страны. На самом же деле он лишь помогал Сасанидам расстроить повстанческое движение, чтобы затем расправиться с его вождями. Многие из нахараров перестали участвовать в подготовке к войне. Среди восставших возникли разногласия.

Вардан Мамиконян и его сторонники из духовенства и нахараров, азатов и шинаканов решили продолжать дело борьбы за освобождение своей родины.

В апреле 451 г. войска персов были стянуты к границам Армении.

Узнав об этом, Вардан Мамиконян издал приказ, чтобы все нахарары со своими ополчениями собрались в Арташате. Там был устроен торжественный смотр войск, на котором была представлена конница 28 нахарарских домов с их предводителями. В армии восставшей Армении насчитывалось всего 66 тыс. человек, тогда как в иранском войске — 200 тыс. Но морально войска восставших были сильнее. По словам историка того времени, они имели “единое сердце и единое дыхание, они предпочитали смерть позорной жизни”.

Чтобы предотвратить вторжение Ирана в страну, Вардан Мамиконян поспешил отправить свои войска на южную границу. Но к тому времени сасанидская армия успела вторгнуться в Армению и встретила двигавшихся на них армян на равнине около сел. Аварайр. Началась страшная битва, прекратившаяся только к вечеру. Поле было усеяно телами убитых. Пали многие из военачальников и среди них Вардан Мамиконян.

Тогда восставшие, чтобы сохранить силы, рассеялись по неприступным горам и ущельям. Народ перешел к партизанской войне.

С огромным трудом, путем многочисленных уступок армянской знати, Ирану удалось подавить восстание. Ненавистного армянам Васака Сюни удалили от власти и на его место марзпаном Армении был назначен один из потомков армянских Аршакидов — Атр-Ормизд Аршакан. Новый марзпан рассылал по всей стране грамоты о мире: всем предоставлялась полная свобода вероисповедания; отменены были подати, уменьшен набор в армию, повстанцам разрешалось вернуться в свои дома. Только в 60-х годах V в. в стране наступил относительный мир.

Но уже вскоре в Закавказье вновь обострилась антисасанидская борьба. Особенное недовольство вызвал своими действиями царь Ирана Пероз. Разбитый кочевниками и вынужденный подписать с ними позорный мир, он возложил всю тяжесть контрибуции на Закавказье. Грузинский царь Вахтанг Горгасал решил воспользоваться ослаблением Ирана и ростом недовольства. Он поднял восстание, убил сасанидского ставленника и начал войну с персидским военачальником Азаравухтом. Весть об этом явилась сигналом к новому восстанию. Вождем восстания в Армении стал старший из фамилии Мамиконянов — Ваан. После пяти лет кровопролитной борьбы, ведшейся с переменным успехом, Ирану пришлось признать Армению полусвободной страной, имевшей самоуправление. Марзпаном ее был в 485 г. назначен Ваан Мамиконян. Между армянской знатью и Ираном было достигнуто соглашение. Привилегии нахараров и духовенства были восстановлены.

Несмотря на то, что после смерти Ваана Мамиконяна и его преемника Вардана Мамиконяна, Армения вновь стала вассально-зависимой от Сасанидов, начавшийся после восстания 481— 484 гг. экономический подъем в стране продолжался и в первой половине VI в. Это в значительной степени благоприятствовало оживлению городов Армении, находившихся на главной военной и торговой магистрали: Двина, Нахчевана иХера.

Двин, столица марзпанской Армении, был транзитным пунктом для перевозимых с Востока на Запад товаров. Город поддерживал оживленные торговые связи с приволжскими и придонскими странами, а также с Крымом. В середине VI в. Двин стал одним из крупнейших торговых центров Востока.

Основная масса торгового элемента в этот период состояла из сирийцев и евреев, ремесленники же были преимущественно из иранцев, объединенных в особые ремесленные организации. Армяне составляли в городах в основном военно-аристократический слой, живший на доходы с городской торговли и земельной собственности.

В связи с введением новой податной системы, по которой подати взимались деньгами, положение народных масс в Армении резко ухудшилось. Крестьяне попадали в лапы ростовщиков, а феодалы, пользуясь бедственным положением разорившихся шинаканов, лишали их последних клочков земли. Все это выводило из терпения угнетенный народ. Антииранские настроения росли и среди нахараров, особенно после того как в 550 г. должность марзпана вновь перешла к представителям иранской знати. Более других были недовольны Мамиконяны, отстраненные от управления страной. На сторону недовольных стало и духовенство.

В 571 г. вспыхнуло восстание. Во главе его стал Вардан Мамиконян Кармир (Красный). Он занял Двин и объединил всех недовольных. К армянам присоединились грузины и албаны.

Восставшие послали к императору Византии Юстину II послов с просьбой прислать им помощь. Они же в свою очередь обещали Юстину, что Армения станет вассалом империи.

Император Юстин II с радостью принял прибывших в Константинополь армянских послов, поскольку давно искал повод, чтобы расторгнуть мирный договор, заключенный Юстинианом I с Ираном. Согласно этому договору, Византия ежегодно должна была платить 30 тыс. золотых монет в казну Сасанидов. Это нарушало суверенные права империи и ставило ее перед Ираном в положение данника. Восстание армян было как раз кстати, чтобы отказаться от всяких даней. Юстин II обещал послам армян помощь оружием и войском.

В первой же битве (572 г.) персы были наголову разбиты армянскими повстанцами. После этого значительная часть марзпанской Армении и Картли отделилась от Сасанидов и перешла на сторону Византии, а император Юстин II выступил в роли покровителя и защитника подчинившейся ему армянской знати.

Восстание, постепенно разрастаясь, приняло характер длительной, продолжавшейся около 20 лет, войны между Византией и Сасанидами из-за Армении и Картли. Военные действия в этих странах не прекращались до 90-х годов VI в. Для усмирения восставших и очищения Армении и Картли от византийских войск Сасаниды предприняли не менее девяти походов.

Ормузд IV, сасанидский царь, стремился расположить к себе знать оставшейся верной Сасанидам части Армении. Правителем страны (ишханом) он назначил Давида Сааруни (586—601 гг.). С этого времени наряду с марзпанами, которые ведали лишь военными вопросами, Арменией правили представители нахараров с титулом ишхан Армении. На них были возложены все гражданские функции управления.

Военные действия в марзпанской Армении, особенно в ее юго-западных пределах, не прекращались вплоть до 591 г., когда Византия стада хозяином положения во всей Армении.

В Иране в 589 г. Ормузд IV был свергнут с престола, его место занял Хосров Парвез, против которого началось восстание местной знати. Восстание удалось подавить только с помощью Византии. За это Хосров Парвез уступил императору Маврикию большую часть Армении и Картли.

Маврикий проводил в Армении политику уничтожения устоев нахарарского общества и ассимиляции Армении с другими малоазийскими провинциями империи.

Однако при императоре Ираклии Армения все еще была только вассальным государством Византии. Она управлялась представителем армянской знати — ишханом Армении, который получил пышные титулы византийского двора — патрикия и куропалата. Армения некоторое время пользовалась внутренней самостоятельностью.

Византия не могла долго терпеть столь широкие привилегии вассальной Армении и пыталась превратить ее в обыкновенную имперскую провинцию. Эта политика привела к тому, что армянская знать стала стремиться к сближению с новым врагом империи — Арабским халифатом, в котором нахарары видели освободителя от власти Византии.

Армения VII—IX вв

В первой трети VII в. кочевые племена Аравийского полуострова, объединенные под знаменем новой религии—ислама (мусульманства), образовали мощное государство — Арабский халифат. В два последовавших за этим десятилетия арабы завоевали богатейшие провинции Византии и Египта и всю Сасанидскую державу.

Завоевания халифата в Закавказье начались при халифе Омаре. Первые походы арабов в Армению (в 40-х и 50-х годах VII в.) носили характер грабительских набегов, во время которых были разорены многие цветущие области, а их население пленено.

Находившаяся в Армении византийская армия не предпринимала решительных мер против арабских нашествий, и дело защиты страны взяла в свои руки армянская конница, военачальник которой, спарапет Теодорос Рштуни, стал вождем борьбы с иноземными захватчиками. Во главе армянских войск он нанес арабам ряд поражений, не раз спасал пленных и отнимал добычу у врага.

Успехи Теодороса Рштуни испугали реакционную часть нахараров. Правящие круги Армении разделились на два враждебных лагеря: одна часть нахараров ориентировалась на Византию, другая стремилась добиться политической самостоятельности Армении, лавируя между Византией и Арабским халифатом. Во главе второго лагеря стал Теодорос Рштуни.

Поскольку Византия пыталась по-прежнему проводить в Армении политику разорительных поборов и религиозных преследований, Теодорос Рштуни, сплотив вокруг себя большую часть знати Восточной Армении, Картли, Албании и Сюника, обратился от ее имени к арабам. Это решение было продиктовано политической обстановкой того времени. Сопротивление арабам, которые уже захватили почти всю Переднюю Азию и, безусловно, намеревались вторгнуться в Армению, представлялось знати закавказских государств нереальным делом. В 652 г. Теодорос Рштуни с богатыми дарами направился к наместнику Сирии Муавии, будущему халифу, который принял его с почестями и дал ему власть над Арменией, Иберией (Картли), Албанией и Сюником до Кавказского хребта и области Чола (Дербента). По словам средневекового историка Себеоса, “властитель Исмаила” при этом сказал: “Таков будет мирный договор между мною и вами, на сколько лет вам будет угодно: три года с вас не возьму дани, а после этого срока платите, сколько пожелаете. Держите в вашей земле конницу в 15 000 человек, им содержание (хлеб) отпускайте из вашей страны, и это я зачту в счет дани”. После этого соглашения византийские войска вынуждены были покинуть Армению.

Вскоре, однако, политическая ситуация изменилась. Халиф Али, придя к власти, не признал договорных условий и в 654 г. послал в Армению с большим войском Хабиба

ибн-Масламу, который занял всю страну.

Нарушение арабами соглашения 652 г. и захват страны вызвали сильное недовольство народных масс, которым воспользовались сторонники Византии. Армения признала власть Византии, на что последовали ответные репрессии халифа Али. В Дамаске, в частности, было убито около 3 тыс. армянских заложников.

Новый арабский халиф Муавия I стремился уладить дело с армянами мирным путем, в связи с чем вновь восстановил условия мирного договора 652 г. Армянская знать охотно пошла навстречу его мероприятиям и вновь подчинилась халифату на прежних условиях. При ишханах Григории Мамиконяне (662— 684 гг.) и Ашоте Багратуни (684—688 гг.) Армения пользовалась фактической независимостью.

Затем, при халифе Абд ал-Мелике (685—705 гг.), халифат снова начал систематическое завоевание Армении. Брат халифа Мухаммед ибн-Мерван огнем и мечом прошел по стране. На защиту родины поднялся народ. Восстание охватило многие области Армении. Но, измученная длительными войнами, она не могла долго сопротивляться. Народ стал добычей иноземных хищников. Арабы прочно укрепились в Армении и господствовали в ней более полутора столетий.

Установление владычества Арабского халифата знаменовало в истории Армении начало нового периода. Период экономического и культурного расцвета сменился полным упадком творческих сил населения. Вся земля, ее недра, леса и поля были объявлены государственной собственностью. Оставшиеся в стране нахарары лишились своих владетельных прав. Районы, где находились важные в стратегическом отношении пункты, заселялись арабскими ветеранами, окрестное население было обязано в порядке государственной повинности снабжать их всем необходимым.

Подобная участь постигла все важнейшие города и крепости Армении — Двин, Нахчеван, Арчеш, Маназкерт и др. В течение VII в. они превратились в военно-административные центры арабского господства.

Армения вместе с Картли и Албанией в этот период составляла в административном отношении одно арабское наместничество под названием “Армения”. Мероприятия арабских властей были направлены на то, чтобы выжать из страны побольше доходов.

Феодально-зависимое крестьянство Армении находилось под двойным гнетом. Арабские сборщики податей, обосновавшаяся в Армении военно-феодальная знать арабов, местные феодалы выступали в роли жестоких эксплуататоров, окончательно закрепощавших крестьян и городские низы. Народ одинаково ненавидел и арабских завоевателей, и собственную знать. Возникавшие против арабских властей восстания нередко принимали характер крестьянских войн, направленных не только против иноземных поработителей, но и против церкви и нахараров.

Народное движение проходило под религиозными лозунгами учения павликиан. Выступая против феодальной эксплуатации и гнета, павликиане заявляли, что на земле утвердилась власть зла, против которого надо бороться, чтобы установить здесь то блаженство, которое церковь обещает в “загробной жизни”. Павликиане доказывали, что все люди, независимо от происхождения и положения, равны. Они выступали противниками крупного землевладения, армянской официальной церкви, религиозных обрядов и церковной иерархии и создавали независимые общины, не подчинявшиеся ни феодалам, ни церкви.

Естественно, что против павликиан в первую очередь выступала армянская церковь. На специальном соборе движение павликиан было объявлено ересью и его последователи преданы анафеме. Тем не менее жестокие государственные поборы и притеснения способствовали популярности нового учения. Число павликиан непрестанно росло. Восстания под их руководством приняли в это время такие размеры, что стали уже серьезной угрозой для светских и духовных феодалов.

Особенно мощное восстание вспыхнуло в 774 г. Возглавил его Мушег Мамиконян, под знамена которого собрались народные массы. Организованные отряды народного ополчения приступили к завоеванию тех укреплений и городов, где были сосредоточены арабские гарнизоны. Среди народа появился проповедник, который воодушевлял народ, предвещая близкую гибель арабов и восстановление самостоятельности страны. Решающая битва между восставшими и войсками халифа произошла в 775 г. на берегу Евфрата, у сел. Арцни. Повстанцы были разбиты, погибла большая часть их войска, в том числе и вожди восстания. Карательные отряды жестоко подавили восстание. Многие нахарарские роды, сражавшиеся против арабов, были полностью уничтожены.

Однако халифат после восстания 774—775 гг. убедился, что Армению невозможно покорить, не увеличив в стране арабское население. В последней четверти VIII в. начинается новая волна переселения арабов в глубь Армении.

Усиление экономического и политического гнета ослабило силу сопротивления всех слоев населения. В стране царило всеобщее уныние и отчаяние. В начале VIII в. в Армении совершенно замерло гражданское строительство. Арабские власти, как правило, не разрешали строить новых церковных зданий, в лучшем случае они разрешали реставрировать старые храмы.

Продолжалось массовое переселение жителей коренной Армении в подвластные Византии малоазийские и понтийские области Малой Армении. В лесистых и высокогорных ущельях этих областей скрывались многие обездоленные жители городов и сел, изнемогающих под игом халифа.

Армения в IX начале XI в.

В начале IX в. власть халифата в Закавказье пошатнулась. Особенно способствовало этому начавшееся в Азербайджане знаменитое восстание Бабека, которое продолжалось вплоть до 837 г. В период борьбы с Бабеком халифат был крайне заинтересован в поддержке армянской знати. К этому времени из среды армянской аристократии выделился знатный и богатый род Багратидов. После гибели ряда нахарарских фамилий при подавлении арабами восстания 774—775 гг. Багратиды прибрали к рукам все земли уничтоженных и изгнанных из страны аристократов. В течение короткого времени они захватили почти всю Армению. С 775 г. ишханами (правителями) страны постоянно назначались представители рода Багратидов. В 30-х годах IX в. ишхан Баграт Багратуни приобрел право сбора налогов по всей Армении. Халиф вынужден был признать его суверенные права над всеми армянскими феодалами.

Таким образом, к середине IX в. Армения фактически освободилась от арабского владычества. Однако окончательное свержение власти халифата произошло только в конце Х в, после нескольких удачных походов армянских и грузинских войск против арабских наместников Юго-Западной Армении.

Уже в первой половине IX в. страна вновь вступила в период бурного экономического и культурного подъема. Именно этот подъем и способствовал освобождению Армении от иноземного ига. Создаваемые материальные ценности оставались теперь в стране и служили новым источником для дальнейшего расширения экономической базы политического господства армянских феодалов.

В IX—Х вв. небывалого доселе подъема достигли горное дело и ремесла. В богатой полезными ископаемыми Армении добывали золото, медь, железо, мышьяк, буру. Все это служило предметом вывоза. Кроме того, в Армении добывались горные смолы, ртуть, медный купорос, свинец и соль. В городах развивались и процветали разнообразнейшие ремесла. Ремесленная продукция, как и сырье, не только шла на внутренний рынок, но и вывозилась в далекие страны. Особенной славой пользовались на международных рынках армянские ткани и ковры. Развитие ремесла в различных частях страны привело к появлению новых городов. Все они находились на большой магистрали караванной торговли из Константинополя через Малую Азию и из Трапезунта в Армению и Персию. Наиболее крупным из них стал в конце Х в. Ани. По сообщениям писателей, в нем насчитывалось около 10 тыс. домов. Под защитой городских стен располагались богатые кварталы, застроенные домами знати и купцов. Трудовой люд ютился в нищенских лачугах и частично жил за пределами городских укреплений.

Управление страной было сосредоточено в руках династии Багратидов. Во второй половине Х в. Багратиды стали самостоятельными владыками-царями. Царь проводил свою политику, опираясь на многочисленную гвардию, которую набирал преимущественно из азатов — мелкопоместной знати. Земля считалась собственностью государства. Царь жаловал своим приближенным земли в качестве военных ленов. Багратиды считали своих ленников не наследственными владетелями земель, а лишь правителями-ишханами, которые в любое время могли быть смещены. Однако на деле с течением времени эти земли сделались наследственными владениями. Попытки центральной власти изменить положение приводили к мятежам знати.

Таким образом, главные земельные фонды в стране были сосредоточены в руках ишханов, их мелких вассалов и подвассалов — нахараров и азатов. Среди феодалов первыми собственниками были сам царь и члены династии.

Царю не уступал лишь глава армянского духовенства — “католикос всея Армении”. Он владел крупными земельными фондами во всех армянских княжествах, поскольку церковь была одной из опор феодального строя.

Наиболее характерной чертой периода развитых феодальных отношений, в который вступила Армения, было появление крупных вотчинных хозяйств. Феодальная вотчина стала важной ячейкой хозяйственной жизни страны. Повысилась техника сельскохозяйственного производства, а значит и урожайность. Основными отраслями хозяйства феодальной вотчины были земледелие (полеводство, садоводство, виноградарство), а также скотоводство, пчеловодство и рыболовство. Кроме того, в вотчинах, как и в городах, появились многочисленные ремесленные мастерские, особенно металлургические и текстильные.

Безудержная концентрация земель в руках крупных вотчинников — феодалов и монастырей, тяжелые барщинные работы вызывали протест народа. Вновь оживилась деятельность павликианских общин. В 830—840 гг. в Армении зародилось новое народное движение — тондракийцев (по названию первого их центра, находившегося в дер. Тондрак). Движение тондракийцев охватило все центральные области страны. Учение их, основным содержанием которого, как и у павликиан, была идея равенства, находило отклик в крестьянских массах и долго держалось среди народа. Христианское духовенство огнем и мечом уничтожало его последователей. Движение тондракийцев было ликвидировано только после захвата большей части Армении Византией при самом активном содействии армянских феодалов и церкви.

Наиболее ярким примером народного восстания, проходившего под лозунгами тондракийцев, является восстание крестьян Татевского монастыря, длившееся более 70 лет. Борьба крестьян из соседних с монастырем деревень, у жителей которых монахи отобрали земли, превратилась по существу в долголетнюю крестьянскую войну и охватила, видимо, многие районы Армении. С большим трудом удалось феодалам подавить это восстание.

Размах крестьянских движений, выработанная идеология эксплуатируемых социальных низов свидетельствует о продолжавшемся росте классовых противоречий, присущих обществу, вступившему в фазу развитого феодализма.

Параллельно с ростом городов, появлением крупных феодальных вотчин шел характерный для периода развитых феодальных отношений процесс экономического и политического дробления страны. Единство Армении, объединенной в IX в. Багратидами, не было прочным. Обособлялись города, стоявшие во главе областей

(Ани, Двин, Каре, Муш и др.).

Крупные феодальные княжества становились самодовлеющими экономическими единицами, слабо связанными с центром государства. В результате в середине Х в. верховное право Багратидов свелось к территории, непосредственно им подчиненной. В Армении образовалось несколько крупных, почти самостоятельных царств: Ширак, Айрарат, Васпуракан, Сюник и Тарон. Причем в каждом из них шел процесс внутреннего дробления.

Естественно, что страна, разделенная на мелкие феодальные владения, не смогла противостоять Византии, агрессивная политика которой в Закавказье особенно усилилась после свержения власти халифата.

В 966 г. к Византийской империи было присоединено княжество Багратидов в Тароне. В течение первой половины XI в. Византия постепенно заняла все земли Армении. В борьбе против завоевателей армянский народ проявлял чудеса самоотверженности и доблести. Только в 1045 г. был взят и разграблен героически сопротивлявшийся византийским войскам Ани, центр Ширакского царства. Руководил защитой города полководец Вахрам Пахлавуни. Его княжество, расположенное в Северной Армении, было последним владением, захваченным византийцами после разгрома Ани.

В присоединенных армянских областях была введена византийская административная и налоговая система. Страной управляли византийские наместники —катапаны. Часть местного дворянства с его войском была переселена в Болгарию. С их помощью Византия рассчитывала держать в повиновении непокорных болгар. Болгары же в свою очередь были частично переселены в Армению для защиты чуждых им византийских интересов на Востоке.

Создавшееся в Армении положение ярко описано одним из средневековых армянских историков, Аристакесом Ластивертци: “Кто переселился в Персию, кто в Грецию, кто в Грузию. Царские дворцы — в руинах, безлюдны. Густо населенная страна опустела, нет обитателей. Ни кликов радости не слышно на сборах винограда, в садах, ни привета с добрым пожеланием попиравшим в давильнях виноград”.

Армения и сельджуки

Завоевание армянских земель Византией было лишь частью суровых испытаний, выпавших на долю армянского народа в XI в. Землям Армении угрожал новый и еще более жестокий враг — тюрки-сельджуки.

Завоевание сельджуками Армении было облегчено жестокой политикой Византии. Армянский народ, попавший под власть алчной имперской администрации, не мог оказать серьезного сопротивления сельджукам, впервые вторгшимся в Армению в 1048 г. Они рассеялись по стране для грабежа и захвата пленных и “мечом, огнем и пленением разрушили и разорили 24 округа”,—писал Аристакес Ластивертци. В 1064 г. сельджуки под предводительством султана Али-Арслана приступили к завоеванию Армении. Завоевание сопровождалось массовым сожжением городов и деревень и тотальным истреблением населения. В 1071 г., после битвы при Маназкерте, в которой византийцы потерпели страшное поражение от сельджуков, тюрки почувствовали себя безраздельными хозяевами в Армении.

После неоднократных походов сельджуков прежние цветущие области и богатые города превратились в пастбища для стад пришлых кочевников.

Завоевав Армению, сельджукские султаны поделили всю страну между своими военачальниками в качестве военных ленов. Сложилось новое феодальное землевладение служилой военно-кочевой знати сельджуков. В результате в Армении появились сельджукские феодальные государственные образования, первоначально признававшие суверенитет “великих сельджуков”, то есть центральной власти. Разорение страны, разрушение городов и уничтожение торгово-ремесленного населения привело к тому, что в большей части Армении стали преобладать полупатриархальные-полуфеодальные отношения, свойственные кочевым племенам — завоевателям страны. Армянские феодальные владения сохранились в виде отдельных оазисов в высокогорных областях Сасуна, Мокса, Рштуника и др. В этих ущельях спасалось обнищавшее население долин. Оно организовывало дружины сопротивления поработителям и вело постоянные войны с окружавшими их мусульманскими и византийскими владетелями.

При Сельджукиде Мелик-шахе (1072—1092 гг.), в период относительного спокойствия, было несколько восстановлено разрушенное феодальное хозяйство. Это в свою очередь способствовало развитию феодальных отношений среди военно-кочевой знати, переходившей к оседлому образу жизни.

Для Армении этого времени характерно, что наиболее богатая часть феодалов — земельная аристократия — была представлена иноземными завоевателями тюркского и курдского происхождения, смотревшими на местное трудовое население как на своих рабов. Армянские крестьяне — немусульмане — обязаны были, кроме общего хараджа (поземельного налога), вносить государству джизью (подушный налог), не считая других феодальных повинностей.

По мере восстановления и развития производительных сил стало усиливаться торговое значение городов Ани, Двина, Карса, Карина, Хлата и др. В этих городах, в первую очередь в Ани, среди купечества, ремесленников, духовенства и феодальной армянской знати начали возникать организации для борьбы с сельджуками. В Ани, например, восставшее население не раз обращалось к грузинским правителям с просьбой освободить их от сельджукских поработителей.

Борьба крестьянства и горожан за независимость в конце XI — начале XII в. обусловила победоносное продвижение грузино-армянских войск под руководством Давида Строителя в армянские области, подвластные тюркским феодалам. Действия грузино-армянских войск приняли характер освободительной войны. Это освободительное движение в Армении возглавил древний армянский феодальный род Захаридов.

В XII в. Грузия объединила разрозненные силы принявших ее покровительство армянских феодалов. В течение второй половины этого и начала следующего столетия грузинские и армянские войска освободили большую часть Армении, изгнав оттуда сельджукских владетелей.
 

 

            наверх

Разработка структуры и дизайна сайта Евдокимов Евгений
Если Вы хотите оставить свой след в сети Интернет,
я помогу Вам. Разработка и верстка сайта
в самые короткие сроки. Жду Ваших заявок:
e-mail: studio18@mail.ru

 

Hosted by uCoz