|
- Грузия - Кризис рабовладельческих отношений, охвативший все государства Средиземноморья, с которыми Грузия была тесно связана, затронул и ее. Картли-Иберия и Лазика в III—VI вв. Но здесь его ослабляли наличие свободных сельских общин, отсутствие крупных земельных владений типа латифундий, обрабатываемых рабами, сохранение городов — ремесленных и торговых центров. О появлении феодальной собственности на землю и формировании феодально-зависимых слоев населения приходится судить лишь по косвенным данным. В Грузии в III—IV вв. формируется феодальный класс азнауров, известны случаи земельных дарений, покупки земельных участков, есть сведения о борьбе между феодалами и царем за превращение условных земельных держании в наследственные, то есть о борьбе за иммунитет. Подобно тому как это было во многих других странах, охваченных кризисом рабовладельческого способа производства, в Грузии в IV в. землевладельцы предпочитают использовать труд свободных земледельцев (мдабио). Постепенно землевладельцы приобретают все больше и больше пахотных участков и богатеют. Возрастает и крепнет их влияние в обществе. Они становятся обладателями дорогих коней и железного оружия, которыми раньше владели лишь царские всадники. Это свободные и знатные люди — азнауры. Так возникают новые общественные силы, способствующие дальнейшему развитию зарождающегося феодального способа производства. Однако рабовладельческий способ производства еще не скоро сходит на нет; и не только в сельском хозяйстве, но и в городском, ремесленном, довольно долго наряду с трудом свободных применяется рабский труд. Весь период грузинской истории от IV до VII в. следует считать временем постепенного превращения грузинского общества в феодальное. В Грузию рано проникает христианство. Уже в начале IV в. в приморских городах Колхиды возникают христианские общины и даже епископские кафедры. В Картли-Иберии небольшие христианские общины существовали задолго до крещения всей страны. Официальной датой начала христианства считается 337 г., а крещение царской семьи произошло во второй трети IV в. Укреплению христианства способствовал ряд обстоятельств. Во-первых, христианство в IV—V вв. выступало с положениями о равенстве людей, о возможности общего счастья в потустороннем мире. Эта проповедь создавала христианству прочную социальную базу среди самых широких слоев общества. Проповедь божественности светской власти и необходимости повиновения ей обеспечивала христианству поддержку феодализирующейся части общества и возможность стать государственной религией. У царей, кроме того, имелась и материальная заинтересованность в изменении религиозной системы. Они нуждались в землях для раздачи ленникам-азнаурам, а жреческая каста была крупнейшим собственником земли. Принятие христианства давало возможность провести секуляризацию (изъятие в пользу светской власти) храмовых владений. Свободное сельское население Иберии, особенно ее горных областей, где были сильны порядки первобытнообщинного строя, встало на защиту язычества. И только после карательных экспедиций царя и воевод оно признало новую религию. История Иберии, или, как стали ее называть, Картли, от IV в. до арабского завоевания в VII в. наполнена борьбой грузин против римлян, византийцев и Ирана. Однако противостоять этим могущественным державам молодое грузинское государство не могло. Во второй четверти V в. картлийские цари становятся вассалами Сасанидов. Для контроля над Картли-Иберией Иран учреждает специальную должность картлийского питиахша. Утверждению политического влияния Сасанидов в Картли способствовали дальнейшее развитие в стране феодальных отношений и рост антагонизма между царем и знатью. Особенно обостряется внутренняя борьба в Картли-Иберии во второй половине V в., в царствование Вахтанга Горгасала. Вахтанг был сильным и храбрым воином, разумным и деятельным правителем. Персы прозвали его Горгасалом, что значит Волчья Голова, так как Вахтанг носил шлем с изображением головы волка. Вступив на престол в качестве вассала Ирана, Вахтанг направил все усилия на освобождение страны от сасанидского ига. Господство Ирана было так же тяжело для Картли-Иберии, как и для Армении. Персы взимали с населения обременительную дань. Помимо дани, страна несла еще и тяжелые военные повинности. Борьба против Ирана затруднялась тем, что Сасаниды успели к этому времени заключить союз против картлийского царя с некоторыми группами местной знати. Вахтанг, однако, также не был одинок в борьбе. Широкие народные массы, которые в первую очередь страдали от поборов и военных повинностей в пользу Сасанидов, составляли главную силу в борьбе против чужеземных поработителей за освобождение Картли. Различие интересов знати и народа проявлялось в рассматриваемое время в обострении классовой борьбы между этими двумя общественными силами. В народном фольклоре сохранились песни и сказания, в которых воспевается идеализированная фигура Вахтанга, противопоставляемого другим знатным феодалам. Движение против Ирана нашло поддержку и в соседних странах. К Вахтангу, в частности, примкнули повстанцы из Армении. Начиналось всеобщее восстание (481—484 гг.) против Сасанидов. Однако предательство части грузинских и армянских феодалов привело к тому, что сопротивление восставших в конце концов было сломлено, а Вахтанг вынужден был укрыться в Западной Грузии — Лазике. В самом начале VI в. он погиб в бою с персами от руки убийцы, подосланного противником. После смерти Вахтанга Горгасала царская власть в Картли-Иберии сохранялась недолго. В 523 г. царь Гурген, потомок Вахтанга, поднял новое восстание против Ирана. Когда восстание потерпело поражение, Гурген с семьей и свитой бежал в Лазику. Так наступил конец царской власти в Картли. Картли-Иберия в VI в. превратилась в одно из марзпанств Ирана. Марзпаны вначале назначались только из персов. Резиденцией их был Тбилиси. Возвышению Тбилиси благоприятствовало его выгодное положение на древнейших магистральных путях и мощное экономическое развитие города в то время. В военно-стратегическом отношении Тбилиси также представлял важнейший пункт, должным образом оцененный и коренным населением, и всеми завоевателями, в том числе и Ираном. В 506 г. в Тбилиси существовала епископская кафедра, а в конце того же столетия был построен Тбилисский Сион (кафедральный собор). Во второй половине VI в. византийцы считали Тбилиси столицей Картли-Иберии. В Тбилиси размещался главный персидский гарнизон. Гарнизоны находились и в остальных крупных городах Картли-Иберии. Начальники гарнизонов были облечены, но только военной, да и административной властью. Картлийская знать всячески использовала новый режим в корыстных целях. Назначенные иранским правительством на многие должности местные аристократы безжалостно грабили народ. Недовольство в стране нарастало. В 572 г., воспользовавшись вооруженным выступлением армян против Ирана под предводительством Вардана Мамикопяна, Картли примкнула к Византии. Армяно-грузинское восстание положило начало новой византийско-иранской войне, которая продолжалась 20 лет. К концу VI в. Сасаниды фактически ужо не пользовались влиянием в стране. Картли-Иберия была предоставлена самой себе. Византийские, армянские и грузинские источники рисуют ее очень богатой страной. Развитие сельского хозяйства, ремесла и торговли указывает на дальнейший рост производительных сил. Города Картли (Мцхета, Уджарма, Рустави, Болниси, Манглиси и др.) превращаются в крупные торговые и ремесленные центры. О богатстве их свидетельствуют сохранившиеся замечательные памятники материальной культуры, а также сообщения письменных источников. С расширением торговых операций увеличилось и количество денег, находившихся в обращении. С 80-х годов VI в. в Картли начинается чеканка местной монеты. Одновременно идет процесс концентрации земельных владений. Земля становится предметом отчуждения и постепенно сосредоточивается в руках феодализирующейся знати. Легко представить, какие жестокие формы должна была принимать борьба за землю между феодализирующейся знатью и свободными крестьянами. Для подавления крестьян персидская административная машина была уже недостаточной. Важнейшей политической задачей картлийской земельной аристократии становится создание собственного государственного аппарата. Для установления относительной централизации политической власти знать “избирает” из своей среды главу государства, первого среди равных. Вначале он носит титул “эрисмтавари”. Термин “мтавари” приблизительно соответствует древнерусскому “князь”. Монеты с грузинскими надписями выпускались, начиная с конца VI в., от имени картлийского эрисмтавари, с его инициалами. В этом уже сказывалось стремление картлийских эрисмтавари к расширению своих прав. * * * * * * * Зависимость Западной Грузии (Лазики) от Рима, а затем от Константинополя, в IV—V вв. носила гораздо более тяжелый характер, чем зависимость Картли от Ирана. Западная Грузия не только платила империи дань. Во всех важнейших пунктах Лазики стояли римские гарнизоны, грабившие местное население. В поисках помощи Лазика неоднократно обращалась к Ирану. Этим, видимо, объясняется тот факт, что к началу VI в. цари лазов упоминаются уже в качестве вассалов Ирана, причем нет сомнения, что эта зависимость носила поверхностный характер. Однако после того как иранские завоеватели захватили крайний западный город Картли-Иберии — Аргвети, лазский царь Цатэ, осознав нависшую над ним опасность, в 523 г. отправился в Константинополь. Там, дав согласие принять христианство со всей своей семьей, он был утвержден на лазском престоле. С тех пор христианство окончательно утвердилось в Лазике в качестве официальной религии. В VI в. Византия проводила в Лазике политику, подобную той, которую проводили персидские наместники в Картли. На непосильные государственные повинности, произвол чиновников, военные повинности и нескончаемые походы народ отвечал восстаниями, которые кончались кровавыми репрессиями. Византия укрепилась в прибрежных пунктах, куда легко было доставлять провиант и военное снаряжение для гарнизонов. На берегу Черного моря сооружалась крепость Петра — основная база византийских военных сил в Лазике. Здесь был размещен главный византийский гарнизон и находилась резиденция стратига — командующего военными силами Лазики. Византийские правители вмешивались во внешнюю торговлю лазов: монополизировали торговлю, стали устанавливать цены, чем окончательно восстановили лазов против себя. Внешняя торговля в это время имела большое значение для правящих кругов Лазики, принося им большие доходы. Лазы ввозили соль, пшеницу, вино, дорогие ткани, оружие и пр., а экспортировали кожу, пушнину, рабов, мед, воск, лес. В восточные страны вели сухопутные дороги, а в Византию и ее провинции — преимущественно морской путь. Внешняя торговля Лазики сосредоточилась в руках знати и царя. Естественно поэтому, что ее монополизация Византией чувствительно ударила по материальным интересам правящих кругов Лазики. Не менее существенную роль для знати играли и политические соображения. Ее не устраивало стремление Византии покончить с независимостью Лазики. В интересах борьбы против насилий и притеснений со стороны Византии царь лазов Губаз обратился через послов за помощью к Ирану, а также заключил союз с северокавказскими полукочевниками: аланами и савирами. Персидское правительство давно уже осознало военно-стратегическое и экономическое значение Лазики. Кроме того, ему представлялось нежелательным существование рядом с Картли-Иберией единокровной и единоверной Лазики, развивавшейся по существу вне русла сасанидской политики. Поэтому царь Ирана Хосров принял предложение Губаза и в 542 г., несмотря на “вечный”, “бессрочный” мир с Византией, вторгся в Лазику. Встреченный царем Губазом, он вместе с лазским войском двинулся на Петру, главную военную базу Византии. После кровопролитных боев, в которых персы применяли боевые осадные машины, Петра пала. В 545—546 гг. был заключен пятилетний мир между Византией и Ираном. Вследствие захвата Сасанидами прибрежных и пограничных пунктов прекратились торговые сношения Лазики с византийскими областями. Это вызвало явное недовольство лазских правящих кругов и самого царя. Тогда Хосров поручил военачальнику Фавризу тайно убить царя Губаза и начать выселение лазов в центральные районы Ирана. Губаз и правящие круги Лазики, возмущенные вероломством Сасанидов, снова обратились к Юстиниану, с радостью обещавшему поддержку. Положение лазов осложнялось тем, что, борясь за собственные интересы, они не могли избежать значительных разногласий со своими военными союзниками — византийцами, преследовавшими иные цели и руководимыми к тому же продажными, трусливыми и бездарными начальниками. Силы лазского народа в борьбе с врагами были ослаблены и внутренними противоречиями и несогласиями, вполне закономерными для раннефеодального общества многоплеменной Лазики. Знатные лазы неоднократно предавали родину и выполняли поручения врагов. Тем не менее военные действия лазов против Ирана развивались со все возрастающим успехом. Благодаря храбрости и самоотверженности народа из страны были изгнаны остатки персидской армии. В руках Сасанидов оставалась лишь Петра. В 550 г. Хосров прислал в Лазику лучшего своего военачальника Хориана с огромным войском. Жестокий бой окончился, однако, полным поражением персов. Хориан был убит, большая часть его воинов погибла, оставшиеся были обращены в бегство. Персидский лагерь попал в руки лазов и византийцев. Новый иранский полководец Набед попытался использовать междоусобицу в Лазике и опереться на Абазгию (Абхазию). Абазгия в IV в. входила в состав Лазики. Восточноримской империи долгое время удавалось сохранять свое политическое влияние в Абазгии. В Питиунте и Сухуми были размещены римские гарнизоны. В конце 20-х или в начале 30-х годов VI в. знать и все население Абазгии приняли христианство. Власть абазгийских князей постепенно приобретала деспотический характер, чему способствовало широкое развитие работорговли. По сообщению Прокопия Кесарийского, князья абазгов отнимали у своих подданных красивых детей, превращали их в евнухов и продавали за большие деньги в Византию. Иx отцов, чтобы обезопасить себя от мести, убивали. Возмущенный народ восстал и сверг власть абазгийских князей. Однако византийцы по-прежнему грабили страну. Учитывая сложившееся в Абазгии положение, Иран, пытаясь удержаться в Лазике, начал переговоры с абазгами о военном союзе. Абазги охотно перешли на сторону иранских войск для борьбы с ненавистными византийцами. Однако это не помогло Ирану. В 550 г. союзное лазско-византийское войско осадило Петру, последний оплот Сасанидов в Лазике. После двухдневного ожесточенного боя крепость пала. Большая часть персидских войск была перебита. Победители получили богатые трофеи — огромное количество военного снаряжения и запас провианта, рассчитанный на пять лет. Но, по-видимому, союзники еще не были в состоянии удержать Петру, и по приказу стратига Бессы ее стены были сравнены с землей. В 552 г. между Византией и Ираном был заключен пятилетний мир. В 553 г. византийцы вероломно убили Губаза и этим вновь оттолкнули от себя лазов. Правители Лазики, озабоченные дальнейшей судьбой страны, созвали в одном из ущелий народный сход для обсуждения вопроса об отношении к Ирану и Византии. Руководившие народным собранием знатные лазы раскололись на две группы. Давнишний враг Византии и сторонник Ирана Айет обратился к соотечественникам с призывом порвать окончательно с Византией. Однако вождь противной партии Фартаз, пользовавшийся влиянием и уважением, утверждал, что убийство Губаза — дело рук местных византийских властей, а сам император к нему непричастен, и что связь с Византией все-таки более приемлема для Лазики, чем связь с персами. Фартаз предлагал сообщить о случившемся императору, чтобы он принял соответствующие меры против преступников, и только после его отказа обсудить целесообразность иного пути. Мнение Фартаза восторжествовало. Лазская знать, связанная своими экономическими интересами с Византией, сообщила Юстиниану обо всем происшедшем и просила как о наказании убийц, так и об утверждении на лазском престоле жившего в то время в Константинополе Цатэ, младшего брата Губаза. Юстиниан удовлетворил просьбу лазов. Цатэ взял власть в Лазике в свои руки. Военные действия в Лазике
продолжались еще несколько лет. Только в 562
г. Сасаниды отказались от своих притязаний
на Лазику в пользу Византии. Грузинские земли в VII - IX вв. В VII веке в грузинских землях оформились и укрепились феодальные отношения. Расширились связи между западной и восточной группами грузинских племен; влияние Картли в Лазике было теперь значительно большим, чем раньше. Однако вскоре нормальное развитие молодых феодальных княжеств было нарушено новым вторжением внешнего врага. На этот раз угроза исходила от Арабского халифата. Первый арабский отряд под начальством Хабиба ибн-Масламы появился в Картли в 642—643 гг., но потерпел неудачу и вернулся обратно. В 40-х годах VII в. арабы ограничиваются отдельными набегами, и страна подчиняется еще верховной власти византийского императора. Положение изменилось в начале 50-х годов. В 654 г. между халифатом и Картли был заключен договор. Согласно этому договору, арабы обещали свободу вероисповедания и требовали только уплаты подворного налога (джизьи). Обе стороны обязывались оставить без изменения число дворов-плательщиков — грузины лишались права объединять их, арабы — делить. Население должно было помогать мусульманам вооруженной силой и предоставлять им кров и пищу в случае нужды. Относительная сдержанность требований, предъявляемых арабами к подчиненным странам в начальном периоде их завоеваний, объясняется тем, что они не располагали еще силой для более интенсивного угнетения. Византия всячески стремилась вернуть себе свои закавказские владения. В 685 г. византийский полководец Леонтий истребил военные силы арабов в Закавказье и подчинил его Византии. Неустойчивость положения арабов в странах Закавказья в это время была связана также с активностью хазар, которые начинают играть доминирующую роль на Северном Кавказе. С конца VII в. хазары нередко организуют набеги на земли, лежащие южнее Кавказского хребта, особенно на грузинские и албанские княжества. Лишь в самом конце VII в. в Закавказье вновь появляются арабы. Если до тех пор арабы старались овладеть в Грузии только Картли, то теперь они проникли и в Западную Грузию, пользуясь антивизантийскими настроениями масс и поддержкой правящих слоев Лазики. В 697 г. патрикий Лазики восстал против византийцев и призвал на помощь арабов. В начале VIII в. значительная часть Западной Грузии перешла в их руки. Придавая большое значение Лазике, халифат и Византия неоднократно посылали туда значительные военные подкрепления; в конце концов арабы не смогли удержаться здесь и вынуждены были уйти. Ведя войну с хазарами, арабские халифы неоднократно проводили карательные экспедиции в Закавказье. Так, в 736— 738 гг. в Грузию пришел с большим войском Мерван ибн-Мухаммед (впоследствии халиф), прозванный грузинами “кру” (глухой) за свой неумолимый и беспощадный характер. Войска Мервана прошли по всей Грузии, сея смерть и опустошение. В Восточной Грузии была разрушена, как говорят грузинские летописи, большая часть городов и крепостей. Это было одно из самых больших опустошений, когда-либо испытанных Грузией. Недаром поход Мервана оставил память о себе в народе до наших дней. Несмотря на то, что в Западной Грузии арабы удержаться не сумели, в Картли сопротивление народа было сломлено надолго. С конца 30-х годов VIII в. и до конца столетия там господствует халифат. В Картли, как и в других захваченных странах, арабских завоевателей интересовала главным образом дань. В VIII в. Картли платит как подушную подать (джизью), так и поземельную подать (харадж). Джизья и харадж во второй половине VIII в. достигли чудовищных размеров, причем джизью арабы превратили из подворной подати в поголовную. Только в области религии арабы проявляли достаточную терпимость, жестоко преследуя лишь собственных ренегатов. Это объясняется тем, что арабы не хотели уменьшать число налогоплательщиков, а принимавшие ислам должны были освобождаться от государственных платежей. Чем тяжелее становилось иго халифата, тем с большей силой подымалась грозная волна народного гнева против иноземных завоевателей. Выразителем народных настроений и устремлений явился замечательный общественный деятель Иоанн, сын Сабана (Сабанисдзе), написавший в 80-х годах VIII в. “Мученичество Або Тбилисского” — выдающееся произведение древнегрузинской литературы. В нем Иоанн Сабанисдзе как прогрессивный представитель своего времени старается не только поставить, но и разрешить вопрос о месте Картли среди других стран мира. Облеченное в церковно-религиозную форму, его произведение, однако, выходит за рамки чисто религиозного сочинения, поднимается до проповеди народной борьбы против иноверных поработителей. Власть завоевателей была более или менее прочна лишь в Центральной Картли, по долинам главных рек страны. Вся Западная Грузия оставалась вне досягаемости арабов. Абхазия в это время добивается освобождения от византийской зависимости, и абхазские правители становятся царями. Горные районы Картли также оставались независимыми и служили убежищем населению равнин, скрывавшемуся здесь от арабов. Чрезвычайно затрудняла положение арабов в Закавказье постоянная борьба с хазарами, которые становились все более активными. В 764 г. хазары даже заняли, правда на короткое время, Тбилиси, опустошив страну, разрушив города и взяв в плен картлийского князя Джеваншира. В конце VIII — начале IX в. борьба за освобождение от ига халифата обостряется и приносит закавказским областям большие перемены, о которых подробно рассказывают как арабские, так и местные (грузинские и армянские) источники. “С этого времени,— говорится в летописи,— стала уменьшаться власть великих царей Хосроидов (так называет летопись древнюю царскую династию Картли.—Ред.). Усилилось господство сарацин, время от времени страна подвергалась набегам и опустошениям, появилось множество мтаваров (князей.— Ред.} в стране Картли, которые стали враждовать друг с другом”. Известия летописи о “появлении множества мтавари в стране Картли” свидетельствуют о возникновении отдельных феодальных княжеств различной величины. Их становление происходило в условиях жестокой борьбы против арабских завоевателей и было вызвано ростом общественно-хозяйственной мощи отдельных периферийных районов. Раннефеодальные государства на территории Грузии представлены в VIII—IX вв. небольшими разобщенными княжествами, что объясняется как условиями натурального хозяйства, так и нивелирующим характером власти завоевателей, препятствовавших созданию сильной власти местных феодалов. Раньше других в борьбе против арабов выделяется в самостоятельное княжество Кахетия. Она была в это время многоплеменной областью; рядом с основным, грузинским по языку, племенем кахов тут жили туши, суджи, санары и др. К концу VIII в. особенно активизируются воинственные горцы-санары, причиняющие много беспокойства арабам. Санары-кахетинцы были в IX в., по сообщениям арабских авторов, одним из наиболее свободолюбивых, независимых и опасных для арабов племен Закавказья. Во второй половине VIII в. кахетинцы изгнали арабов из своей страны. На рубеже VIII—IX вв. в Кахетии берет власть в свои руки Григол — представитель одного из знатнейших родов страны. При нем Кахетия была уже довольно крупным княжеством. Она включала в свой состав ряд значительных городов и крепостей: Телави, Некреси, Череми, Уджарма и др. Во втором десятилетии IX в. возникло еще одно грузинское феодальное княжество — Тао-Кларджети. Основание ему положил Ашот, один из представителей княжеского рода Багратио-ни, которые с конца Х и до начала XIX в. занимали царский трон Грузии. Родовым их уделом был Спер на р. Чорох. При арабах Багратиони сумели выдвинуться благодаря осторожной и гибкой политике. Одна ветвь этой фамилии обосновалась в Армении, другая — в Картли. Представителем последней и был Ашот, находившийся в начале IX в. на арабской службе и носивший в Картли титул мтавари. Арабы, опасаясь усиления энергичного картлийского правителя, решили разделить Картли. Ашот, будучи не в силах противостоять им, бежал с семьей и небольшим отрядом вассалов в юго-западные области Закавказья, где были родовые имения родственных ему Багратиони в Кларджети. Эта область, находившаяся в номинальной зависимости от византийского императора, была труднодоступна для арабов. Прежнее население, послужившее ядром возникавшего княжества, было усилено переселенцами из Картли. Для успехов молодого государственного образования большое значение имело признание власти Ашота со стороны Византии. Император Византии дал Ашоту высокий придворный чин куропалата. С этого времени Ашот в грузинских летописях нередко называется царем. Ашот восстановил древнюю крепость Артануджи в долине Чороха и превратил ее в свою резиденцию. Находясь на важнейшем торговом пути, ведшем из Феодосиополя (Эрзерума) к Черноморскому побережью, Артануджи вырос в крупный торговый город. Таким образом, куропалатство уже при Ашоте успело получить значительный удельный вес в экономической и политической жизни Закавказья. Выгодное географическое положение, обладание торговым путем в Византию, высокое культурное развитие княжества предопределили дальнейший рост его влияния на соседние территории. При детях Ашота княжество окончательно оформилось в довольно сильную политическую единицу. По наименованию двух важнейших его районов — Кларджети и Тао — княжество стали называть Тао-Кларджети. Князья Тао-Кларджети титуловали себя “картвельскими (то есть грузинскими.— Ред.} куропалатами”, претендуя тем самым на наследство древнейших царей Картли. Третье политическое образование — Абхазское царство — возникло на территории Западной Грузии. В конце VIII в., воспользовавшись внутренней смутой в империи, абазги (абхазы) освободились из-под власти Византии. Абхазские цари уже в начале IX в. проявляют стремление распространить свое политическое влияние на Восточную Грузию. Интересы и задачи общегрузинской политики побуждают их с самого начала избрать себе резиденцией древний Кутатиси (Кутаиси), который представлял собой естественный центр всей Западной Грузии и лежал на важной торговой магистрали. Помимо охарактеризованных выше трех княжеств, были еще более мелкие, иногда совсем маленькие феодальные образования, которые пытались вести самостоятельную политику. В конце концов они примыкали к тому или иному более крупному владетельному князю. Среди этих местных феодальных образований Тбилисский эмират с конца первой четверти IX в. также обнаруживает тенденцию к политическому выделению из халифата. Однако только в 60-х годах IX в. тбилисские эмиры окончательно превращаются в самостоятельных владетелей территории, находящейся в пределах Нижней Картли. В конце IX в. в Тбилиси утвердилась династия наследственных эмиров из рода Джафаридов, чеканивших собственную монету, на которой ставили имя правящего эмира, подчеркивая тем самым его политическую самостоятельность. На протяжении VIII—IX вв. феодальный строй Грузии продолжал развиваться. Господствующим сословием был класс азнауров (дворян), которые делились на ряд иерархических категорий. Высшей иерархической категорией являлись “великие азнауры” — самые богатые и сильные феодалы. Те, кто получил азнаурство по наследственной линии, назывались “потомственными азнаурами”; те, кто за службу—“царскими”. Наконец, самые бедные азнауры, зависевшие от более сильных, назывались “предстоящими” или “собственными”. Наряду с укреплением каждого отдельного княжества в Грузии начался процесс постепенного объединения этих княжеств в одно экономическое, а затем и политическое целое. Более прочной стала в это время взаимозависимость внутренних областей страны. Распределение различных отраслей сельского хозяйства по отдельным районам, экономическая зависимость горных и равнинных районов друг от друга, распределение отдельных отраслей домашней и ремесленной промышленности по разным городским и сельским пунктам Грузии привели к тому, что внутренняя торговля неизбежно стала гораздо более интенсивной, чем в предыдущий период. В то же время бесчисленные таможенные рогатки и постоянная внутрифеодальная борьба вызывали недовольство торговых слоев общества, заинтересованных в нормальном развитии обмена. Бесконечные притеснения со стороны “великих азнауров” вынуждали мелких феодалов искать покровительства могущественного суверена. Против феодально-политической раздробленности страны выступила и картлийская церковь, которая владела землями во всех разрозненных княжествах и стремилась объединить их под единой политической крышей. Таковы основные предпосылки к объединению Грузии в централизованную феодальную монархию. В начале раннефеодальной эпохи свободные сельские земледельческие общины постепенно становятся под покровительство богатых азнауров, но не теряют на первых порах личной свободы. С течением времени большинство членов общины беднеет и постепенно становится подвластным феодалу. Они перестают участвовать в походах на правах свободных воинов и образуют сословие глехов — крепостных крестьян. В разряд глехов попадали не только разорившиеся свободные общинники, но также рабы и военнопленные, то есть совершенно бесправные люди, стоявшие на самой нижней ступени общественной лестницы. К началу Х в. большая часть земель Грузии была уже захвачена феодалами. Народные массы сопротивлялись захвату земли. Однако внутренние раздоры между различными имущественными группами ослабляли общину, и она уже не могла единодушно защищать свои интересы от феодалов-захватчиков. Постепенно в руки феодалов попадали общинные и частные земли: сперва пашни (приносившие наибольшие доходы), затем луга и пастбища, леса. Из-за земли, являвшейся основным источником богатства, постоянно шла борьба и между самими феодалами. Особенно обострилась она в конце VIII — начале IX в., когда в Грузии возникли новые крупные феодальные княжества и началась борьба между их правителями. Каждый из них пытался расширить свои владения за счет соседа. Объединение Грузии Экономическое и социальное развитие Грузии, укрепление ее внешнеполитического положения в связи с ослаблением Арабского халифата в конце Х в. явились важнейшими предпосылками политического объединения разрозненных грузинских царств и княжеств. В борьбе князей за главенство над всей Грузией первоначально брали верх абхазские цари, однако уже во второй половине Х в. Абхазское царство стало клониться к упадку и уступило первенство Тао-Кларджети. Особенно усилилось Тао-Кларджети в Х в. при куропалате Давиде (умер в 1001 г.). Былая вассальная зависимость куропалатов от Византии при Давиде приняла номинальный характер. Инициатива “избрания” общего грузинского царя принадлежала азнаурам Картли, Кахетии и Тао-Кларджети. Они выставили кандидатом на царство Баграта Багратиони. По династическим соображениям Баграт был законным наследником всех главнейших династов Грузии: Картли, Тао-Кларджети и Абхазии. В 975 г. наиболее влиятельный из грузинских царей того времени, куропалат Давид, на съезде азнаурской знати в Уплис-Цихе (близ Гори) при поддержке войска объявил о воцарении в Грузии Баграта. За время его долгого царствования (до 1014 г.) последовательно осуществлялась политика объединения страны. Новая власть опиралась на поддержку среднего дворянства — азнауров — и использовала стремление к единству широких кругов населения страны, в частности городского купечества. Баграту удалось сломить сопротивление всех крупных феодалов, которые, несмотря на официальное признание его первенства в 975 г., не желали подчиняться никакой власти. После смерти энергичного и умного Баграта в Грузии вновь вспыхнули восстания феодалов, стремившихся к независимости. Их сепаратистские тенденции были поддержаны Византией, которая всячески старалась приостановить процесс объединения Грузии, ослабить ее политически, а затем оторвать пограничные грузинские провинции и захватить их. Тем не менее, в отличие от армянских княжеств, которые, несмотря на отчаянное сопротивление народа, не смогли отстоять свою независимость и превратились в византийские катапанства (провинции), внуку Баграта — Баграту IV (1027— 1072 гг.) — удалось заключить с империей почетный мир. В 1050 г. византийский император пожаловал ему придворный чин севаста. До 1064 г. спокойствие Грузии не нарушалось ни феодальными смутами, ни нападениями внешних врагов. В 1064 г. сельджукский султан Алп-Арслан двинулся походом на Грузию. Кровопролитная война длилась до 1068 г., когда султан принужден был согласиться на мирные переговоры и уйти из Грузии еще до формального заключения мира. Алп-Арслан пожелал взять себе в жены племянницу Баграта и потребовал уплаты ежегодной дани. Но Баграт согласился только на брак племянницы, а вместо дани обещал присылать лишь подарки. Султан удовлетворился этим. При сыне и преемнике Баграта — Георгии II (1072— 1089 гг.) — снова начались мятежи знати. Они были поддержаны сельджуками, которые, вмешавшись в феодальную войну, захватили несколько пограничных грузинских крепостей. После того как сельджуки вынудили Византию подписать мирный договор и заняли все ее прежние закавказские владения, политическое и стратегическое положение Грузии крайне осложнилось. С трех сторон она была окружена враждебными владениями. Сельджуки постоянно совершали опустошительные набеги на Грузию. Были захвачены и разорены многие города, в том числе Тбилиси. Последствия неприятельских нашествий, усугубленные страшным голодом и суровой зимой, принудили грузинского царя согласиться на уплату сельджукам ежегодной дани. Катастрофическое землетрясение, разрушившее ряд городов и селений, еще более осложнило тяжелое положение страны. В это трудное время на престол Грузии вступил Давид IV Строитель (1089—1125 гг.). В первые годы царствования этого умного и деятельного политика была полностью восстановлена хозяйственная жизнь Грузии: были вновь отстроены разрушенные города, наладилась внешняя и внутренняя торговля. Для того чтобы успешнее бороться с центробежными стремлениями родовитых феодалов, Давид, опираясь на рядовых служилых азнауров и население городов, провел ряд административных реформ. Так, в целях укрепления центральной власти он учредил высшую государственную должность советника царя — везира, а также создал верховный коллегиальный суд. Были упразднены все титулы византийского происхождения, напоминавшие о былой зависимости части Грузии от Византии. Особенно сурово обошелся Давид с крупными церковными феодалами, настойчиво добивавшимися освобождения церкви от контроля светской власти царя. Он прежде всего изменил порядок замещения церковных должностей — вместо назначения по признаку знатности происхождения была введена значительно более демократическая система избрания. Таким образом, Давид получил возможность влиять на замещение церковных кафедр. Кроме того, часть наиболее непокорных духовных феодалов была лишена земель и доходов, конфискованных в пользу царской власти. Усиление Грузии совпало по времени с ослаблением военной мощи ближневосточных государств, с распадом, в частности, Сельджукского государства, что благоприятно отразилось на внешнеполитическом положении страны. В 1097 г. Давид прекратил уплату дани султану. Независимость Грузии была восстановлена. Давид IV провел и военную реорганизацию. До этого основой войска было феодальное ополчение. Феодалы всегда чрезвычайно неохотно предоставляли свои дружины в распоряжение центральной власти. Во время войн нередко то один, то другой феодал, подкупленный щедрыми посулами неприятеля, переходил вместе со своим вассальным войском на сторону врага. Все это ослабляло боеспособность грузинской армии, и часто успешно начатая военная кампания из-за нерадивости или предательства некоторых феодалов кончалась разгромом грузин и гибелью многих сотен людей. Давид создал собственное войско из половцев, переселившихся из южнорусских степей. На дочери их хана Атрака (Отрока, как называли его на Руси) он женился. Давид полагал, что половцы, не связанные с грузинскими феодалами, будут верны царю в его борьбе против феодальной оппозиции. Так он получил возможность на время сломить сопротивление грузинской феодальной знати, а во внешней политике — перейти от обороны к наступлению. В 1122 г., после блестящей победы грузин над соединенными войсками нескольких ближневосточных мусульманских правителей, Тбилиси был окончательно присоединен к Грузии. После этого Грузия стала одним из крупнейших государств Ближнего Востока. Столицей ее Давид сделал Тбилиси. Несмотря на постоянные войны, освобожденная Грузия переживала период мощного экономического и культурного подъема. Необычайно выросли грузинские города, ставшие не только центрами ремесла, внутренней и международной торговли, но и важной опорой царской центральной власти. Города в Грузии принадлежали феодальной аристократии, большинство населения в них было крепостным (в том числе даже многие богатые купцы). Поэтому стремление царей овладеть городами поддерживали обычно все слои населения: купцы, объединенные в цехи ремесленники и городской плебс. При Давиде все освобожденные от сельджуков, все вновь отстроенные города подчинялись уже центральной власти. Управление в них находилось в руках царских чиновников. Два царских города — Гелати и Икалто — при Давиде стали крупными научными центрами, в которых работали видные грузинские филологи и философы. Сила Грузинского государства росла в упорной борьбе с сельджукскими захватчиками во всем Закавказье. Уже при Давиде началось постепенное освобождение армянских земель из-под ига тюрок. В управлении этими очищенными от сельджуков и присоединенными к Грузии землями грузинские власти широко использовали местных феодалов. Служба их щедро вознаграждалась, многие играли важную роль среди вассалов Багратидов. Давид и его преемники нередко использовали армянских феодалов в своей борьбе против крупной грузинской аристократии. Несмотря на неоднократные феодальные распри, особенно участившиеся в правление сына Давида—Дэметрэ (1125— 1155 гг.), в Грузии происходило дальнейшее усиление царской власти. Вместе с тем Грузия добилась ряда внешнеполитических успехов. При сыне Дэметрэ Георгии III (1156—1184 гг.) окончательно были освобождены от сельджуков Ани и прилегающая к нему область, а также многие другие города и области Армении. Однако усиление царской власти сильно беспокоило высшую грузинскую знать. Во главе антигосударственного заговора 1177 г. встал один из ближайших придворных Георгия—князь Иванэ Орбели. Заговорщики мечтали взять управление государством в свои руки и восстановить свои привилегии. Однако мятеж был раскрыт и подавлен, а руководители его казнены. После этого Георгий кардинально изменил состав высших должностных лиц. На места замешанных в заговоре везиров, происходивших из высших кругов родовитой знати, царь назначил главным образом мелких, неродовитых феодалов, которые видели в нем своего защитника от покушений знати. Так, военным везиром он назначил половца Кубасара, а управление всем государственным хозяйством вверил Апридону, бывшему крепостному. Вслед за светскими феодалами против усиления царя выступила церковь. Церковники требовали отменить обложение церковного имущества государственными податями и восстановить финансовый иммунитет церкви. Георгий удовлетворил эти требования, поскольку был заинтересован в поддержке со стороны церкви в важном вопросе о престолонаследии. Единственной наследницей Георгия III была его дочь — Тамара. Возникал вопрос, к кому перейдет верховная власть после смерти царя, и вместе с тем вопрос о праве женщины занимать престол. Добившись согласия влиятельнейших церковных феодалов и получив санкцию покорного его воле государственного совета Георгий в 1178 г. возвел Тамару на престол Грузии. Приступив после смерти отца к самостоятельному правлению (1184—1213 гг.), Тамара вновь натолкнулась на сопротивление духовенства и вынуждена была купить его поддержку новыми уступками. В частности, должность канцлера была передана католикосу Микаэлу Мирианисдзе. Таким образом, она отказалась от порядка, установленного Давидом Строителем, который косвенно подчинил церковь светской власти. После коронации Тамара попыталась избавиться от нового канцлера, однако созванный ею для этого церковный собор поддержал Микаэла. Поражением Тамары воспользовалась аристократия, потребовавшая от царицы смещения с государственных должностей неродовитых дворян — ставленников Георгия. Тамара вновь пошла на уступки. Казалось, что царская власть полностью отказалась от политики Георгия III. Однако Тамара, используя борьбу аристократии и придворных сановников за влияние и за должности, сумела склонить на свою сторону государственный совет и не только сохранить суверенность царской власти, но и назначить на государственные посты виднейших сторонников Георгия. Государственный совет за это получил право избирать везиров, Тамара же сохранила за собой право утверждать или отклонять это избрание. Ввиду того, что царица не могла принять на себя верховное командование, которое обычно принадлежало царю, военные круги Грузии были озабочены вопросом о будущем муже Тамары. Выбор феодалов пал на сына владимирского великого князя Андрея Боголюбского, Юрия Андреевича. Изгнанный из Северо-Восточной Руси своим дядей Всеволодом Юрьевичем, он бежал к половцам, которые были постоянно связаны с Грузией. Вскоре после женитьбы Юрий (или Георгий) во главе грузинских и армянских войск и своей русской дружины продолжил начатое его предшественниками дело освобождения Закавказья от сельджуков. Несмотря на то, что Юрий успешно воевал с врагами своего нового отечества, очень скоро между ним и Тамарой возникли серьезные разногласия по вопросам внутренней политики. Юрий стал выразителем взглядов оппозиционной царице аристократии. Опираясь на духовную знать, Тамара добилась высылки Юрия из пределов Грузинского царства и развода с ним. Поднятая им феодальная смута была подавлена. Укреплению центральной власти в Грузии сопутствовали и ее внешнеполитические успехи. Особенно возросло значение Грузии после взятия крестоносцами Константинополя и падения Византийской империи (1204 г.). Грузия не замедлила вмешаться в дела Малой Азии. Войска Тамары заняли пограничные земли малоазийских владений Византии (Лазику, Тра-пезунт, Синоп и др.). Эту территорию Тамара передала своему родственнику Алексею Комнину, который стал первым трапезунтским императором. Грузия же использовала новое государство в качестве форпоста против сельджукских и курдских государств. В результате нескольких успешно проведенных военных кампаний Грузия сильно отодвинула к югу границу своих вассальных владений. Таким образом, правление Тамары в политической жизни Грузии ознаменовалось несомненным подъемом. В эти годы продолжался процесс усиления государственной центральной власти, опиравшейся на службу мелких феодалов и на торгово-ремесленную верхушку городов. Тамара была достаточно образована. В ее правление развивались науки и искусства. Феодальная литература того времени уделяла личности и деятельности царицы большое внимание. Тамара была настолько популярна среди современников, что память о ней сохранялась даже на Руси в течение нескольких столетий. Во времена Ивана Грозного русский летописец вспомнил о ней как о “мудрой царице иверской". В первые десятилетия XIII в., во времена преемников Тамары, границы Грузии еще более расширились. Во владения ее, кроме грузинских земель, входили Восточная Армения, большая часть Северного Азербайджана. Вассалами же ее были не только горные племена Кавказа, но и многие мусульманские княжества Малой Азии. Объединение Грузии в
относительно единое феодальное царство
позволило ей играть видную роль на всем
Ближнем Востоке. И только татаро-монгольское
нашествие положило конец расцвету
грузинского государства и привело его к
значительному политическому и
экономическому упадку.
|
|