|
- Азербайджан
- В IV—V вв. в экономической жизни Албании и Атропатены происходили значительные изменения. Азербайджан в IV-VII вв. Усовершенствование различных сельскохозяйственных орудий позволило существенно улучшить обработку земли и расширить засеваемую площадь. Повсеместно развивались ремесла: гончарное, ткацкое, камнерезное, ювелирное и др. Росла торговля, ширились торговые связи внутри страны. Несмотря на то, что в ряде районов Азербайджана еще в V в. наиболее характерной формой земледельческого хозяйства оставались крупные поместья, в которых основными производителями были рабы-земледельцы, большую часть земледельческого населения Азербайджана составляли крестьяне, объединенные в феодализирующиеся сельские общины. Но и в крупных поместьях рабы уже вели свое индивидуальное хозяйство, постепенно превращаясь в феодально-зависимых крестьян. Крестьяне обязаны были обрабатывать земли, отдавать феодалу часть урожая, выполнять множество повинностей: строить мосты, укреплять дороги, содержать дружины, участвовать в походах и т. д. Каждый должен был вносить десятину церкви, а после порабощения страны Сасанидами — поземельный и подушный налоги в казну Ирана. Своеобразие феодального способа производства в Азербайджане, как и на всем Востоке, заключалось в почти полном отсутствии у феодалов собственного хозяйства. Каждый землевладелец ограничивался по существу получением с крестьянина денежной или продуктовой ренты. Поэтому, хотя крестьяне подвергались жестокой эксплуатации и выполняли массу повинностей, они все же не были крепостными в полном смысле этого слова: феодалы не имели права покупать их или продавать. Для создания прочной опоры своей власти и могущества царь и знатные владельцы земли — патраки — жаловали своим служилым людям земли. Новые хозяева земель назывались азатами. Они были основной военной силой государства. Таким образом, на вершине иерархической лестницы стояли царь и крупные феодалы, происходящие из древних княжеских фамилий. Вассалами их были азаты. К высшему феодальному сословию относилось и духовенство. Уже в конце III в. Атропатена вошла в состав Сасанидской державы и стала одной из богатейших ее провинций. Религией Атропатены оставался зороастризм. Верховные жрецы оказывали большое влияние на политику Сасанидов. В Албании, особенно в ее западных областях, широко распространилось христианство. С IV в. оно было признано государственной религией. Подчинив Атропатену, Сасаниды напали на Албанию, Армению и Картли. Здесь им пришлось вести длительную борьбу. Захватив страну, Сасаниды заняли главный город Албанского царства Пайтакаран. Резиденция албанских царей была перенесена в Барду. Несмотря на то, что албанский царь Ваче II был родственником Сасанидов, он примкнул к восставшим против Ирана в 450 г. армянам и грузинам. Ваче поддерживал тайные сношения с ними через албанское духовенство и одновременно вел с северокавказскими кочевниками переговоры о помощи в борьбе против Сасанидов. После подавления общекавказского антисасанидского восстания в 451 г. Ваче II вынужден был оставить свою страну и в 462 г. отрекся от престола. Длительное нахождение Албании и Атропатены в составе одного государства привело к экономическому и культурному сближению обеих частей Азербайджана. Обе они в большей мере, чем Армения и Грузия, оказались подчиненными Ирану. Утвердившись в конце V в. н. э. на территории Албании, Сасаниды проводили грандиозные мероприятия по обороне своей прикаспийской границы у Кавказского хребта. В Пайтакаране были размещены вооруженные силы персов, контролировавших страны Закавказья и возглавлявших военные гарнизоны в горных проходах Кавказского хребта. В V—VI вв. на севере Азербайджана и в Дагестане было построено несколько оборонительных линий. Наиболее ранней постройкой является стена у горы Беш-Бармак. У берега р. Гильгинчай была сооружена вторая линия оборонительных стен. Под ее защитой вырос г. Шабран. Кроме того, следы укреплений сохранились поныне у р. Рубас и у албанского г. Чола, вблизи современного Дербента. Дербентские стены по грандиозности замысла и его осуществлению оставили далеко позади все сооружения подобного рода на Кавказе. Около них, у берега Каспийского моря, была сооружена мощная крепость — Дербент. От нее, пересекая прибрежную полосу и поднимаясь в горы, тянулись мощные и высокие каменные стены. Вдоль них были устроены укрепленные форты, где помещались гарнизоны войск. Сооружение пограничных стен-укреплений в области Чола продолжалось целое столетие. Оно потребовало огромных финансовых и людских ресурсов, что легло тяжелым бременем на население Закавказья и в первую очередь на албанов. Составление нового кадастра и перепись населения, проведенные Сасанидами на грани VI и VII вв., увеличили налоговое бремя, которое усугублялось бесконечным ростом трудовых повинностей. Крестьян-общинников целыми партиями угоняли для отбывания государственных трудовых повинностей в область Чола, откуда они нередко не возвращались. Экономическое положение стран Закавказья ухудшалось также из-за бесконечных войн между Византией и сасанидским Ираном, во время которых народы Закавказья вынуждены были помогать Ирану военными силами и поставлять продовольствие и фураж. Это бедственное положение привело к новому всеобщему восстанию армян, грузин и албанов против сасанидского Ирана в 571—572 гг. Сасанидам пришлось пойти на уступки, которые выразились в том, что функции марзпанов в конце VI в. были ограничены сбором налогов и командованием вооруженными силами. Внутреннее управление в Албании, как и в Армении и в Картли, перешло к местной знати. В результате предоставления прав местной феодальной знати в Албании возвысилась династия Михранидов, владетелей области Гардман. Благоприятное географическое положение на стыке трех закавказских стран, на месте скрещения торговых путей способствовало экономическому и политическому развитию Гардмана. Первым владетельным князем — правителем Албании с титулом “эраншахик” стал Вараз-Григор (591—638 гг.). В главном городе его княжества Барде находились резиденция марзпана и престол католикоса Албании. Михраниды правили почти всей Албанией. Во время походов византийского императора Ираклия I в Закавказье, когда союзные Византии хазары разоряли Албанию, владетели Албании, для того чтобы прекратить грабежи, заключили союз с Византией, признав номинально власть византийского императора. После поражения Сасаяидов в войнах с халифатом в 640 г. сын Вараз-Григора князь Албании Джеваншир (638—670 гг.), принимавший участие в этих войнах, возвратился на родину и изгнал из страны остатки сасанидских вооруженных сил. Албания стала фактически самостоятельной. Однако она постоянно подвергалась опустошительным набегам северных кочевников. Азербайджан в VII-IX вв. В середине VII в. в Азербайджан вторглись армии Арабского халифата. Арабский писатель ал-Балазури сообщает, что в 654 г. по приказанию халифа Османа полководец Сальман ибн-Рабиа ал-Бахили заключил с албанами мирный договор, в хэдтором обещал жителям неприкосновенность жизни и имущества, обязав их вносить поземельную и подушную подати. Во время междоусобиц в халифате большинство феодалов Закавказья вновь приняло византийскую ориентацию. Очень тонкую политику проводил Джеваншир, отстаивая свободу Албании от посягательств со стороны халифата и Византии. Преемник Джеваншира его племянник князь Вараз-Трдат (670—699 гг.) продолжал его политику. В первый же год правления этого князя, когда хазарский каган совершил набег на Албанию, Вараз-Трдат послал к кагану албанского католикоса Елиазара, который “привлек сердце кагана к миру и неразрывной дружбе”. Однако уже в 681 г. Закавказье подверглось очередному опустошению со стороны хазарских войск. Вараз-Трдат вновь направил в каганат, к князю савиров, вассалу хазарского кагана Алн-Илитверу, посольство, которое прошло через труднодоступные ущелья нынешнего Дагестана и прибыло в столицу савиров Варачан в феврале 682 г. Посольство заключило с Али-Илитвером мирный договор. Однако Албания по-прежнему обязана была вносить дань хазарскому кагану. В результате в 80-х годах VII в. албанский князь вынужден был платить налоги не только халифату и Византии, но еще и Хазарскому каганату. Страна нищала от постоянных поборов. В начале VIII в. арабы полностью вытеснили из Албании византийцев и расправились со сторонниками Византии. Сам албанский князь был уведен в плен. Утверждение халифата в Албании сильно беспокоило хазар. В 713 г. полководец халифа Маслама оттесиил хазар от албанских границ и взял Дербент. Несмотря на несколько удачных походов в глубь албанских земель, хазары не смогли надолго удержаться в Закавказье. Здесь утвердилась власть Арабского халифата. Албания входила в состав административной единицы провинции халифата, названной Армения. Арабские авторы называли Албанию Арран. Местные правители и в Атропатене, и в Албании назначались халифатом. Важнейшие стратегические пункты Азербайджана были заняты арабскими гарнизонами. Здесь создавались поселения арабских ветеранов, содержавшихся за счет окрестного населения. Арабская знать захватывала лучшие земли в стране. Между пришлым и местным оседлым населением установились типичные для феодального общества отношения господства и подчинения. Азербайджанское крестьянство попадало в кабалу к новым, чужеземным феодалам. Местные феодалы сумели удержаться только в горах Гардмана, области Шемахи и Малого Кавказа. В 725—726 гг. в Азербайджане, как и в других частях халифата, была проведена поголовная перепись населения и скота. Тяжелое бремя налогов вызывало в стране восстания. Особенно крупным было движение, возглавленное павликианами, учение которых стало идеологическим знаменем народных низов. Арабы с трудом подавили это восстание. Павликиане отступили к крепости Киляб. Туда была направлена отдельная карательная экспедиция, которая взяла крепость и уничтожила повстанцев. Несмотря на восстания, наместник халифа наложил на страну еще большие подати. Жестокая налоговая политика халифов довела население Закавказья до крайней нищеты и отчаяния. Однако непрерывная борьба народных масс в конце концов вынудила халифат пойти на незначительные уступки и несколько смягчить налоговое бремя. Тем не менее восстания не прекращались вплоть до IX в. Грозное народное движение, направленное против господства халифата и местных феодалов, вспыхнуло в Азербайджане в начале IX в. Оно привело халифат на край гибели. Это было антифеодальное восстание хурремитов (краснознаменных). Хурремиты стремились к ликвидации крупного феодального землевладения, к установлению общности владения землей, то есть к передаче земли сельским общинам. Восстание вскоре переросло в крестьянскую войну, направленную не только против халифа, но и против местной феодальной знати. Во главе хурремитов встал бывший пастух и ремесленник Бабек. Основной силой восстания являлось крестьянство. Разоренные налоговой политикой халифата, поборами и повинностями в пользу крупных землевладельцев, крестьяне постоянно пополняли отряды хурремитов. Окрестные жители снабжали восставших продовольствием. В частности, армянская область Сюник поставляла Бабеку хлеб. Благодаря поддержке крестьян, хурремиты, руководимые Бабеком, более 20 лет вели упорную борьбу против могущественного халифата. Первоначально некоторые феодальные владетели южного Азербайджана, Аррана и Армении оказывали восстанию поддержку, рассчитывая использовать народные массы для того, чтобы прогнать халифских чиновников и расширить свои земли. Однако, как только феодалам стала ясна классовая направленность движения, они предали восставших. Один из наиболее влиятельных и сильных аристократов Аррана, владетель Шеки, князь Сахл ибн-Сумбат захватил г. Ханче и, укрепившись там, готовил удар в спину повстанцев. Измена феодалов Бабеку позволила халифату мобилизовать против него все силы и нанести хурремитам решительное поражение в 837 г. Сам Бабек был выдан халифу Сахл ибн-Сумбатом. Вождь восставших, приводивших в течение 20 лет в трепет державу халифов, был казнен. Народное движение хурремитов было потоплено в крови, но оно ослабило гнетущую силу халифата и поколебало его власть. Азербайджан в конце IX— начале XIII в. В конце IX—Х в. Азербайджан, как и все остальные страны Закавказья, постепенно освобождался от власти халифов и переживал время экономического расцвета. Развивались земледелие, ремесла, торговля, росли города. На территории Азербайджана в течение IX—Х вв. сложился ряд местных государств. Наиболее значительными из них были владения Саджидов на юге Азербайджана, ширваншахов в районе Баку и Шемахи, а также княжество Шеки. Правитель Шеки, князь Сахл ибн-Сумбат, за свою измену Бабеку получил от халифа звание правителя (батрика) Аррана. В конце Х в. князь Шеки Иоанн Сенекрим назывался царем, восстановителем Албанского царства. Однако уже в начале XI в. усилившиеся ширваншахи присоединили к своим владениям княжество Шеки. В зоне Ганджи утвердилась династия Шеддадидов. В то же время династия азербайджанских Саджидов претендовала на сюзеренные права над феодалами всего Азербайджана, считая себя ставленницей халифов. В 1054 г. на разрозненные княжества Азербайджана началось сельджукское наступление. Завоевание сельджуков сопровождалось такими же варварскими опустошениями, какие имели место в Армении и Грузии. Это привело к упадку земледелия, ремесел, торговли. Значительная часть местных аристократов была заменена служилыми людьми сельджукских султанов. В завоеванных областях сельджукские султаны жаловали феодальные лены —икты. При этом жаловали не землю, а ренту с нее. Владелец получал право взимать налог, но не распоряжаться землей. Однако на практике новые феодалы очень скоро присвоили себе неограниченные права над крестьянами. В XI—XII вв. завершился начавшийся несколькими столетиями раньше процесс распространения в Азербайджане тюркского языка. Он стал господствующим языком азербайджанцев, сменив повсеместно древние наречия. Вместе с тем изменилась и религия. Некоторая часть населения уже при арабах перешла в мусульманство, при сельджуках почти весь Азербайджан принял ислам. Власть сельджукских завоевателей была неустойчивой. Во главе борьбы за независимость Азербайджана стояли ширван-шахи, находившиеся в родстве и союзе с царями окрепшей Грузии. На юге Азербайджана утвердилась династия Ильдегизидов. Ее основатель Ильдегиз был одним из наместников сельджукских султанов. Впоследствии он превратил наместничество в наследственное владение и расширил его, присоединив Скяшкское царство. Ильдегиз и его сын Кызыл-Арслан воевали с Грузией. Постоянные войны вели к непомерному возрастанию податей. Положение крестьян было очень тяжелым. По словам Равенди, историка начала XIII в., сборщики податей ничем не отличались от грабителей с больших дорог. От их притеснений крестьяне шли по миру и умирали от голода. Города находились в зависимости от феодальных владетелей, и ремесленники выполняли феодальные повинности. Для защиты от феодалов ремесленники объединялись в цехи и тайные союзы, которые вели борьбу и против знати, и против богатых купцов. Доведенные до отчаяния народные массы поднимали восстания против сборщиков налогов, феодалов и иноземных захватчиков. В 1210 г. в ответ на взятие и
разграбление Ани грузинские войска прошли
по владениям Ильдегизидов, заняли крупные
города, потребовали с них выкупа и в течение
нескольких месяцев были там хозяевами.
Ильдегизидское государство не оправилось
от этого удара, хотя и просуществовало
вплоть до татаро-монгольского нашествия (1225
г.). |
|