|
АРМЕНИЯ во второй половине XVII – XVIII вв. Внутренняя история Армении У армянского народа в XVII—XVIII вв. не было своей государственности. В результате длительных ирано-турецких войн Армения оказалась разделенной на две части. Западная Армения входила в состав Турции, а Восточная с центром в Ереване была подвластна Ирану. Кроме того, армяне составляли значительную часть населения Нагорного Карабаха; немало их проживало в городах Азербайджана (Шемахе, Дербенте, Тебризе, Ардебиле), а также в Грузии. Тысячи армян, добровольно покинувших родину или насильно переселенных, жили в Иране, Индии, России, Польше, в ряде государств Западной Европы. Среди переселенцев были богатейшие купцы, которые торговали со всеми странами Европы и Азии, от Швеции до островов Малайского архипелага. Восточноармянские земли, подвластные Ирану, входили в состав Ереванского, Нахичеванского и Макинского ханств. Западная Армения была разделена на несколько пашалыков — крупных административных единиц, управляемых пашами, с центрами в городах Ване, Эрзруме и др. На армянской земле наряду с коренным населением проживали многочисленные курдские и тюркские племена, а также оседлое турецкое и азербайджанское население. Знать кочевых племен владела лучшими землями, в кормление ей отдавались деревни и города с армянским населением. Основная часть земель считалась принадлежащей государству. Часть доходов с них шла в пользу местных правителей, другая часть выделялась на различных условиях для содержания военных, гражданских чиновников и духовных лиц. Наиболее распространенной формой земельного пожалования был “тиуль”. Владелец тиуля имел право на получение с пожалованной территории определенной суммы налогов. Как правило, он не жил на этой территории, а для взимания доходов приезжал сам или же присылал своего уполномоченного. Обычно тиуль жаловался пожизненно, но мог быть и отнят верховным правителем у владельца до его смерти. Поэтому последний старался всеми силами скорее получить с данного ему земельного пожалования как можно больше дохода. Армянский купец XVII в. Захарий Акулеци рассказывает об одном владельце из Нахичеванского края, Парсадан-беке. Этот феодал так обирал селение Цгна, что жители не выдержали и послали ходоков с жалобой на него к шаху. Но шах, стоявший на страже интересов феодалов, приказал отправить жалобщиков со связанными руками обратно и на месте разобрать дело, т. е. по существу отдал их во власть Парсадан-бека. Сверх того, на селение был наложен огромный штраф в 1000 туманов.Владельцы тиулей стремились не только получать доходы с деревень, но и стать полными собственниками земли. С ослаблением центральной власти это им удавалось, и на протяжении XVIII в тиульные владения все больше приближались по своему характеру к частной собственности. Значительная часть местных армянских феодалов не имела своих владений. Исключение составляла армянская церковь, которая пользовалась покровительством шахов и ханов. На протяжении XVII—XVIII вв. церковь сосредоточила в своих руках крупные земельные владения, с которых получала большой доход. Натуральные поступления в резиденцию католикоса (главы армянской церкви) — Эчмиадзин от жителей Восточной и Западной Армении, а также от армянского населения Ирана, Грузии, Азербайджана и т. д. составляли материальную основу могущества армянской церкви. В Эчмиадзин везли из Вана, Эрзрума и других мест Западной Армении скот, сыр, масло, из Карса, Гегаркуни, Ширака — пшеницу, ячмень, чечевицу, из Тбилиси — воск, из Нахичеванского края — сухие фрукты, миндаль, орехи, бобы, из Карабаха и Ширвана — железные, деревянные, шерстяные изделия и т. д. Для хранения этих продуктов и изделий в Эчмиадзине были сооружены амбары и склады. Один хлебный амбар вмещал во второй половине XVIII в. около 1440 тонн зерна. Положение крестьян, эксплуатируемых своими и пришлыми феодалами, было тяжелым. Ставки податного обложения, как правило, не регулировались, и любой местный правитель мог взыскивать с населения налоги вне всяких норм. О том, как происходил сбор податей, рассказывает упомянутый Захарий Акулеци. В 1673 г. хан Еревана послал в села и города Нахичеванского края чиновников, приказав собрать с жителей 1000 туманов. Ретивые посланцы за одну ночь повесили 35 человек, но смогли получить только 350 туманов. Крестьяне в Армении были прикреплены к земле и не имели права ее покинуть; ушедший со своего земельного надела крестьянин не подлежал возвращению на старое место лишь в том случае, если он прожил на новом месте не менее 12 лет. В дополнение к основным повинностям, которые несли крестьяне и городская беднота, они подвергались эксплуатации на государственных работах по проведению дорог, постройке крепостей, оросительных сооружений и т. д. Правитель Вана Али-паша приказал в 1685 г. вырыть ров вокруг городской стены; для этого из города и окрестных селений было собрано армянское население. Работа за ничтожную плату длилась 10 дней, причем выполнявшие ее люди подвергались истязаниям. Таким же образом производился ремонт городской стены в Ереване. После заключения в 1639 г. мира между Ираном и Турцией в стране наступило некоторое затишье, продолжавшееся до начала 20-х годов XVIII в. Прекращение войн на армянской земле способствовало восстановлению городов и развитию торговли, как внешней, так и внутренней. Армянский хронист XVII в. Захарий Саркаваг отмечал, что в результате установившегося мира купцы “ездили без опаски и боязни от Константинополя до Исфагана”. Во второй половине XVII в. из Араратской долины (Восточная Армения) вывозили в Азербайджан рис, хлопок, сыр, воск, кожи и другие товары. Среди городов выделялся крупнейший пункт Восточной Армении Ереван. В его центре находилась крепость, представлявшая в свою очередь маленький город, в котором во второй половине XVII в. было 800 дворов. Армянское население не имело права жить в крепости, и лишь у армянских купцов там были лавки. В крепости, окруженной двойными стенами и рвом, стоял гарнизон из 2 тыс. воинов, там же жил и хан — правитель области. Собственно город был расположен на расстоянии пушечного выстрела от крепости. В городе находились большой рынок, бани и караван-сараи. В караван-сараях останавливались приезжие торговцы. Значительными сооружениями были армянские церкви и монастыри, а также мечети для мусульманского населения. Ереван славился своими садами. Они занимали огромную площадь. Важным центром Закавказья был г. Акулис в Нахичеванском крае, где жили крупнейшие армянские купцы, торговавшие во многих странах, от Швеции до Китая. Обладая большими средствами, они брали на откуп сбор налогов и монетные дворы не только в Закавказье, но и в Иране. Акулис сохранял роль купеческого центра до середины XVIII в. Во время войн правителя Южного Азербайджана афганца Азад-хана с Грузией акулисские купцы приняли сторону грузинских царей. Желая отомстить им, Азад-хан с наемным войском взял Акулис, разрушил город, часть жителей истребил, а часть увел в плен .В XVII в. шахи оказывали покровительство армянскому купечеству и предписывали местным властям охранять его интересы. Крупнейший купец Сафар из предместья Исфагана (Новой Джульфы), населенного армянами, говорил, что армянскому народу живется лучше, нежели во времена правления армянских царей, так как он не участвует в войнах и имеет свободные сношения со всеми странами. Под “народом” Сафар понимал своих собратьев купцов. Значительную часть городского населения составляли реМесленники. Многие из них были объединены в корпораций типа цехов, в которых вся полнота власти принадлежала мастерам (“уста”); ученики находились в бесправном положении. Ремесленные корпорации имели свои уставы и пользовались определенной самостоятельностью во внутренних делах. К концу XVIII в. в некоторых городах появились ремесленники, зависимые от феодалов и обслуживавшие феодальное хозяйство. В тяжелые годы голодовок, войн и стихийных бедствий в города бежало сельское население. Городские богачи пользовались этим и заставляли доведенных до отчаяния людей работать на них бесплатно. Так было, например, во время большого голода, постигшего Нахичеванский край в 1673 г. Борьба армянского народа за независимость И армяно-русские отношения Несмотря на отсутствие своего национального государства, армянский народ вел длительную, то усиливавшуюся, то затухавшую борьбу за освобождение от гнета иранских шахов, турецких султанов и местных ханов. Если во время антифеодальных выступлений армянских крестьян и городской бедноты феодальная верхушка армянского общества становилась, как правило, на сторону своих иранских, турецких и азербайджанских собратьев, то в национально-освободительной борьбе интересы верхов и низов населения Армении до некоторой степени совпадали. Хотя шахи оказывали покровительство армянскому духовенству, купечеству и части светских феодалов (медикам Карабаха), все эти привилегированные общественные группы не были уравнены в правах с мусульманскими феодалами. Католикос жил в Восточной Армении, в Эчмиадзине, а значительная часть его паствы находилась в турецких пределах. Несмотря на мир между Ираном и Турцией, султан старался затруднить сношения главы церкви с западными армянами. Обычно это делалось с целью получения с католикоса денег.Так, в 70-х годах XVII в. турецкие власти запретили католикосу Акопу приезжать в Турцию; запрещение было снято лишь под условием уплаты большой суммы денег. Армянское духовенство, купцы и светские феодалы стремились к независимости Армении. Не видя реальной возможности достигнуть ее собственными силами, эти группы армянского общества надеялись на помощь извне. В Эчмиадзине (по другим сведениям— в Ереване) в 1677—1678 гг. происходило тайное совещание, в котором участвовали католикос и ряд видных его представителей. Было решено послать делегацию в страны Европы, чтобы просить европейских государей оказать помощь для освобождения Армении от иранского и турецкого ига. Во главе делегации встал католикос Акоп Джугайеци. Он умер в дороге, но один из участников совещания, Исраэл Ори, прибыл во Францию. Начались его длительные скитания по европейским дворам. Но европейским монархам было не до Армении, так как приближалась война за испанское наследство , и они отделывались ничего не значившими обещаниями. Тогда Ори решил просить о помощи Петра I. В середине 1701 г. он прибыл в Россию.Пока длилась Северная война, русское правительство не могло принять каких-либо практических мер. Поход в Закавказье и Иран мог быть осуществлен лишь после заключения мира со Швецией. Тем временем положение на Кавказе осложнилось. Воспользовавшись распадом Сефевидского государства, Турция решила захватить Восточную Армению, Грузию и Азербайджан. Султанские войска вторглись в 1722 г. в Закавказье, грабя страну и уводя тысячи пленных. После длительной осады турки овладели Ереваном, истребив до 30 тыс. армян — защитников города. Насилия и грабежи султанских войск вызвали сопротивление населения. В Сюнике народное восстание возглавил национальный герой Давид-бек. С помощью армянского ополчения он отразил нападение турок и их союзников — азербайджанских ханов. Не менее сильным было народное движение в Карабахе, где армяне-повстанцы боролись против захватчиков рядом с азербайджанцами. К началу похода Петра I в Закавказе католикос армянского населения Карабаха Есай и грузинский царь Вахтанг VI собрали армяно-грузинское ополчение, которое прибыло в Гянджу (ныне Кировабад), чтобы дождаться там прихода русских войск. Но дальнейшее развитие событий помешало их соединению. Петр I пошел на заключение выгодного для России договора с Турцией 1724 г., по которому к России переходило побережье Каспийского моря; большая часть Азербайджана и Армении и вся Грузия оставались под властью Турции. Армянский народ продолжал неравную борьбу. До конца 20-х годов XVIII в. отражали нападения осман восставшие в Сюнике, не прекращалось движение в Карабахе. Немало армян переселилось в Россию. В Закавказье армянское духовенство во главе с католикосом приняло в 30-х годах XVIII в. сторону нового иранского шаха — Надира, который вначале пользовался поддержкой феодалов Ирана и Закавказья. После того как Надир был убит (1747 г.), началась полоса длительных войн между его преемниками, местными ханами и царями Грузии. Эти войны вызвали разорение Армении и значительное сокращение населения. Ереванская область оказалась под властью грузинского царя Ираклия II. Последний потребовал с Армении дань. Когда хан Еревана в 1779 г. отказался ее платить, царь прибыл в Армению с военными силами. Осада Ереванской крепости не была удачной, Ираклий должен был отступить; при отходе наемное войско царя разорило Ереванскую область. Еще более тяжелыми для армян были последствия нашествия иранского Ага-Мохаммед-хана в 1795 г. Все это заставляло различные круги армянского общества искать помощи у России. Проекты о заключении русско-армянского договора возникли уже в 80-х годах XVIII в. Они сопутствовали национально-освободительному движению против Ирана. Но эти проекты не были реализованы. В 1797 г. Павел I разрешил нескольким тысячам армян, ушедшим из Закавказья и Ирана, поселиться на Кавказской линии. Духовные лица — армяне, жившие в России, поддерживали связь с Эчмиадзином. Они старались добиться в Петербурге сказания помощи Армении. Таким путем было подготовлено присоединение Восточной Армении к России после русско-иранской войны 1828—1829 гг. Культура XVIII век был тяжелым временем для развития армянской национальной культуры. Непрерывные нашествия внешних врагов, распри местных ханов приводили к разрушению материальных памятников прошлого. Сократилось число грамотных людей, погибли в пламени пожаров старинные книгохранилища. Армянские купцы и духовные лица, рассеянные едва ли не по всему свету, старались создавать армянские культурно-религиозные общества, школы, типографии в различных странах Европы и Азии. Так, в 1717 г. в Венеции, на острове св. Лазаря, возникло общество мхитаристов. Субсидируемое богатыми армянскими купцами, это общество стало издавать светскую и религиозную литературу на армянском языке и тем самым сыграло определенную положительную роль в развитии армянской культуры. Армянские типографии в XVII—XVIII вв. существовали в Амстердаме, Стамбуле и других городах. Даже в столице Ирана Исфагане во второй половине XVII в. печатались армянские книги. В самой Армении начало книгопечатания относится лишь к 70-м годам XVIII столетия. В эти годы католикосом Армении был Симеон Ереванци. Желая основать типографию в своей резиденции Эчмиадзине, он обратился за средствами к крупнейшим армянским торговцам в Турции, Западной Европе, Индии. Помог ему индийский армянин Г. Микаэлян. На деньги последнего в 1770 г. в Эчмиадзине и была создана армянская типография. Позднее с помощью того же Микаэляна католикоc Симеон организовал и производство бумаги. Развивалась художественная литература, прежде всего поэзия. Замечательным поэтом был великий ашуг Саят-Нова (1712—1795 гг.). Настоящее его имя—Арутюн Саадян. Родился он в Тбилиси в семье ремесленника, выходца из Алеппо (Сирия). Саят-Нова сочинял стихи на трех языках: армянском, грузинском и азербайджанском. В них он воспевал любовь и дружбу. Саят-Нова был горячим поборником дружбы между народами Закавказья. Он гордился своим простым происхождением и писал: “Я простолюдин, а не князь, другого званья не хочу!” Поэт был противником крепостничества, и грузинские князья просили царя Ираклия II запретить ему писать. В 1795 г. Тбилиси был взят ордами Ага-Мохаммсдхана. Захватчики задержали в одной из церквей престарелого поэта. Ему предлагали отречься от своей веры. Саят-Нова ответил отказом. Тогда ему отрубили голову. В XVII—XVIII вв. появился целый ряд исторических сочинений. Во второй половине XVII в. Захарий Сарковаг, по происхождению крестьянин, написал историческую хронику в трех частях о событиях своего времени. Хроника содержит интересные материалы, в том числе и о положении народных масс. Видным историком был современник Надир-шаха католикос Авраам Кретаци. Его исторический труд рисует ужасающее положение Закавказья в годы властвования этого деспота.
|
|