КОСМИЧЕСКИЕ РИТМЫ
Повторяемость и предсказуемость
космических и особенно солнечно-планетарных
явлений неизбежно приводили к мысли об их
отражении на развитии социума, влиянии на
общественный прогресс. Идет ли
исторический процесс прямолинейно,
скачками или зигзагообразно? Возможно ли
возвращение к некоторым исходным точкам
или воспроизведение старых форм в новых?
Или же в истории все необратимо? А может,
человеческие цивилизации, общественно-экономические
формации и этнические системы переживают,
как и все во Вселенной, рождение - расцвет -
смерть. Последняя модель на протяжении
долгого времени привлекала внимание
историка и культуролога Л.Н. Гумилева (1912 -
1992). Согласно теории биосферы Вернадского,
биогенная миграция атомов космических
элементов всегда стремится к своему
максимальному проявлению; все живое
вещество планеты служит источником
свободной энергии и оказывает
непосредственное воздействие на
социальные процессы. Гумилев доказал, что
под влиянием природных законов этносы как
устойчивые формы объединения людей
проходят в своем развитии несколько
обязательных стадий: от рождения -- через
расцвет -- к угасанию. Источником данного
естественно-исторического процесса как раз
и является энергия живого вещества Земли,
по космически запрограммированным каналам
она-то и воздействует на этносы. Гумилев
лишь наметил основные направления в
познании взаимосвязи биокосмических и
социальных закономерностей. Конкретный
механизм их взаимодействия, позволяющий
прогнозировать близкие и отдаленные
результаты, остался во многом невыясненным,
что, в свою очередь, обусловлено многими
нераскрытыми и ждущими специального
исследования процессами образования и
функционирования биосферы и ноосферы.
Колебания биохимической энергии под
воздействием, главным образом, космических
факторов непосредственно влияют на
поведение индивидов в рамках конкретных
этнических систем. Отдельные личности
способны получить избыточный
энергетический импульс, в результате чего
становятся активным организующим началом
больших и малых этнических групп. Такой
избыток биохимической энергии живого
вещества, позволяющий преодолеть инстинкт
самосохранения и приводящий к
физиологическому, психическому и
социальному сверхнапряжению, называется
пассионарностью, а люди, наделенные
соответствующим энергетическим зарядом и
обладающие повышенной тягой к действию,
называются пассионариями. Именно они, когда
в их поле притяжения оказываются массы
людей, являются главными двигателями
истории. Механизм связи между
пассионарностью, подпитываемой
биохимической энергией живого вещества
биосферы, и поведением пассионариев очень
прост. Обычно у людей, как у животных
организмов, энергии столько, сколько
необходимо для поддержания жизни. Если
организм человека способен "вобрать"
энергии из окружающей среды больше
необходимого, то человек создает вокруг
себя отношения и связи, позволяющие
применять энергию в любом из выбранных
направлений. Это может быть и создание
новой религиозной системы или ереси, и
разработка научной теории или изобретения,
и строительство храма, и реформирование
консервативной системы. При этом
пассионарии выступают не только как
исполнители, но и как организаторы.
Вкладывая свою избыточную энергию в
организацию и управление соплеменниками на
всех уровнях социальной иерархии, они, хотя
и с трудом, вырабатывают новые стереотипы
поведения, навязывают их всем остальным и
создают таким образом новый этнос, видимый
для истории*. Пассионарность может
проявляться и с положительным, и с
отрицательным знаком, порождая как подвиги,
созидание, благо, так и преступления,
разрушение, зло. Данные феномены имеют
естественные биохимические и
биофизические причины и в конечном счете
коренятся в космических закономерностях.
Отсюда вытекает проблема, требующая
философского и общенаучного осмысления:
взаимообусловленность нервно-биотических
и физико-космических процессов,
установление лежащих в их основе пока еще
не выявленных онтологических
закономерностей. Гумилев не просто углубил
и конкретизировал идеи Вернадского, но и
наметил пути для их дальнейшего развития.
Согласно главному биогеохимическому
принципу Вернадского, биогенная миграция
атомов космических элементов в биосфере
всегда стремится к максимальному своему
проявлению: все живое вещество планеты
является источником свободной энергии и
может производить работу. Отсюда Гумилев
делает вывод: наша планета получает из
Космоса больше энергии, нежели необходимо,
для поддержания равновесия биосферы, что
ведет к эксцессам, порождающим среди
животных явления, вроде перелетов саранчи
или массовых миграций грызунов, а среди
людей -- пассионарные толчки (взрывы
этногенеза). Следовательно, пассионарность
(как способность к целенаправленным
сверхнапряжениям) с природно-космической
точки зрения, -- это врожденная способность
организма абсорбировать энергию внешней
среды и выдавать ее в виде работы*. Углубляя
энергетическое обоснование феномена
пассионарности, Гумилев задавался вопросом
и о конкретных механизмах воздействия
космического излучения на поведение людей
в рамках выявленных этапов естественного
развития этносов. С точки зрения генетики,
пассионарность это мутация. Пассионарии-мутанты
-- и древнеегипетские, и римские, и
монгольские, и русские -- были одинаково
активны, что генетически объясняется
рекомбинацией (или разрывом) фрагментов
хромосомы как определенной, повторяющейся
от толчка к толчку химической реакцией,
происходящей "весьма быстро и необратимо
под воздействием неизвестного пока
излучения в оптической части спектра".
Известно, что подобные перестройки на
генном уровне легко стимулируются лучом
лазера, что давно нашло уже применение в
сельском хозяйстве для получения
высокоурожайных сортов полезных растений.
По Гумилеву, характер "пассионарного
излучения" должен быть близок по своей
природе к подобным лучам. Испускают ли их
Солнце и звезды или же какие-то неизвестные
пока источники в глубинах Галактики --
покажет дальнейшее развитие науки*.
Космические круговороты -- это наша
повседневность, настолько привычная, что
мало кто задумывается над их вселенскостью.
Ежесуточная смена дня и ночи, времен года --
результат космических процессов: вращения
планеты вокруг оси и ее движения вокруг
Солнца. Но человек постоянно задумывался и
над более масштабными круговоротами. Самая
впечатляющая и детально продуманная
космическая модель временных циклов была
разработана в индуизме, хотя в ее основу
положена концепция древнейшей космографии.
Согласно данной хорошо известной концепции,
Мироздание, включающее и Землю, и
человечество на ней, подчинены раз и
навсегда предопределенным циклам. Каждый
такой цикл, именуемый махаюгой ("большой
век"), продолжается 4 320 000 лет и
распадается на четыре эпохи -- юги. В течение
четырех юг (критаюги, третаюги, двапараюги и
калиюги) цивилизация постепенно
деградирует от "золотого века" -- эпохи
всеобщего благоденствия -- к торжеству "царства
зла" -- эпохи всеобщего упадка,
процветания порока, низменных страстей, лжи,
алчности и т.п. Сейчас как раз идет шестое
тысячелетие калиюги, но до конца ее еще 426 000
лет. Так что все худшее еще впереди. Лишь по
прошествии указанного времени мир вернется
в начальную точку, и на Земле вновь наступят
согласие и процветание. Но этим космическая
цикличность не ограничивается. Нас еще
подстерегают вселенские катаклизмы. Правда,
очередной ожидается не скоро. 1000 махаюг
образуют еще один временной цикл -- кальпу (или
1 день Брахмы). [Трехглавый Брахма --
верховное индийское (а еще ранее -- арийское)
Божество -- Творец мира (рис. 93)]. Когда кальпа
заканчивается, на небе появляются по разным
версиям от 7 до 12 солнц и дотла сжигают все
живое и неживое. После чего все начинается
сначала. Но на упомянутых вселенских
светопреставлениях космические циклы не
завершаются. Помимо вселенского "дня
Брахмы" -- кальпы -- есть еще "век Брахмы",
который продолжается всего-навсего 311 040 000
000 000. Он тоже имеет начало, конец, повторение
и свой вселенский смысл. По окончании "века
Брахмы" происходит новый акт творения, и
Вселенная обновляется. Оригинальная
концепция в русле традиционных идей "вечного
возвращения" была разработана
академиком А.Д. Сахаровым. * См.: Гумилев Л.Н.,
Иванов К.П. Этносфера и Космос // Гумилев Л.Н.
Этносфера: История людей и история природы.
М., 1993. С. 313--314. Альтернативная гипотеза о
предыстории Вселенной заключается в том,
что на самом деле существует не одна
Вселенная и не две (как -- в некотором смысле
слова -- в гипотезе поворота стрелы времени),
а множество кардинально отличающихся друг
от друга и возникших из некоторого "первичного"
пространства (или составляющих его частиц;
это, возможно, просто иной способ выражения).
Другие Вселенные и первичное пространство,
если есть смысл говорить о нем, могут, в
частности, иметь по сравнению с "нашей"
Вселенной иное число "макроскопических"
пространственных и временных измерений --
координат (в нашей Вселенной -- три
пространственных и одно временное
измерение; в иных Вселенных все может быть
иначе!). Я прошу не обращать особого
внимания на заключенное в кавычки
прилагательное "макроскопических".
Оно связано с гипотезой "компактизации",
согласно которой большинство измерений
компактифицированно, то есть замкнуто само
на себя в очень малых масштабах.
Предполагается, что между разными
Вселенными нет причинной связи. Именно это
оправдывает их трактовку как отдельных
Вселенных. Я называю эту грандиозную
структуру "Мега-Вселенная". <...> Идеи
"Мега-Вселенной" чрезвычайно
интересны. Быть может, истина лежит именно в
этом направлении. Для меня в некоторых из
этих построений есть, однако, одна
неясность несколько технического
характера. Вполне допустимо предположить,
что условия в различных областях
пространства совершенно различны. Но
обязательно законы природы должны быть
всюду и всегда одними и теми же. Природа не
может быть похожей на Королеву в сказке
Кэрролла "Алиса в стране чудес",
которая по своему произволу изменяла
правила игры в крокет. Бытие не игра. Мои
сомнения относятся к тем гипотезам, которые
допускают разрыв непрерывности
пространства-времени. Допустимы ли такие
процессы? Не есть ли они нарушение в точках
разрыва именно законов природы, а не "условий
бытия"? Повторяю, я не уверен, что это
обоснованные опасения; может, я опять, как в
вопросе о сохранении числа фермионов,
исхожу из слишком узкой точки зрения. Кроме
того, вполне мыслимы гипотезы, где рождение
Вселенных происходит без нарушения
непрерывности. Предположение, что
спонтанно происходит рождение многих, а
быть может, бесконечного числа
отличающихся своими параметрами Вселенных
и что Вселенная, окружающая нас, выделена
среди множества миров именно условием
возникновения жизни и разума, подучило
название "антропного принципа". <...>
В концепции многолистной Вселенной
антропный принцип тоже может играть роль,
но для выбора между последовательными
циклами или их областями. Эта возможность
рассматривается в моей работе "Многолистные
модели Вселенной". Одна из трудностей
многолистных моделей заключается в том, что
образование черных дыр и их слияние
настолько нарушает симметрию на стадии
сжатия, что совершенно непонятно, пригодны
ли при этом условия следующего цикла для
образования высокоорганизованных структур.
С другой стороны, в достаточно
продолжительных циклах происходят
процессы распада барионов и испарения
черных дыр, приводящие к выглаживанию всех
неоднородностей плотности. Я предполагаю,
что совокупное действие этих двух
механизмов -- образования черных дыр и
выравнивания неоднородностей -- приводит к
тому, что происходит последовательная
смена более "гладких" и более "возмущенных"
циклов. Нашему циклу, по предположению,
предшествовал "гладкий" цикл, во время
которого черные дыры не образовались. Для
определенности можно рассматривать
замкнутую Вселенной с "ложным"
вакуумом в точке поворота стрелы времени.
Космологическая постоянная в этой модели
может считаться равной нулю, смена
расширения сжатием происходит просто за
счет взаимного притяжения обычного
вещества. Продолжительность циклов
возрастает вследствие роста энтропии при
каждом цикле и превосходит любое заданное
число (стремится к бесконечности), так что
условия распада протонов и испарения
черных дыр выполняются. А.Д. Сахаров.
Воспоминания В рамках гипотезы "Большого
взрыва", горячим приверженцем которой он
был, Сахаров отстаивал идею "многолистной
модели Вселенной", предполагающую
непрерывное возвращение Вселенной (или
точнее -- вселенных) к некоторым исходным
точкам. Если воспользоваться образом,
предложенным самим Сахаровым, в процессе
бесконечной космической эволюции вечно
перелистываются страницы книги "материального
бытия" (отсюда и название "многолистная
модель"). Один цикл незамедлительно
сменяется другим. Естественно, "убийственный
вопрос": что же было до начала самого
первого цикла -- не снимается. Но он решается
нетривиальным способом. А.Д. Сахаров
предположил, что в момент начала первого
цикла происходит обращение времени (рис. 94).
Иными словами, до этого момента происходит
то же самое, что и после него, но только в
обратном порядке. Поскольку при обращении
времени меняют направление все физические,
химические, биотические и прочие процессы,
-- обитатели каждой вселенной (а Сахаров был
убежден в множественности населенных миров)
живут в твердом убеждении, что время течет в
единственно возможную сторону -- из
прошлого в будущее. Согласно гипотезе Мега-Вселенной,
одновременно образовалось огромное
количество разных миров с разными
условиями существования (в частности, с
разным числом пространственных измерений,
а, возможно, и с несколькими осями времени) (рис.
95). Нашему же изучению доступен только тот
единственный мир, в котором возможно
существование разумной белковой жизни (антропный
принцип). Однако, по Сахарову, разум
независим от носителей-индивидов и
способен передавать информацию
представителям будущих циклов и иных миров.
С многолистными моделями связана еще одна
интригующая воображение возможность,
верней -- мечта. Может быть,
высокоорганизованный разум, развивающийся
миллиарды миллиардов лет в течение цикла,
находит способ передать в закодированном
виде какую-то самую ценную часть имеющейся
у него информации своим наследникам в
следующих циклах, отделенных от данного
цикла во времени периодом сверхплотного
состояния?.. Аналогия -- передача живыми
существами от поколения к поколению
генетической информации, "спрессованной"
и закодированной в хромосомах ядра
оплодотворенной клетки. Эта возможность,
конечно, совершенно фантастична, и я не
решился писать о ней в научных статьях, но
на страницах этой книги дал себе волю. Но и
независимо от этой мечты гипотеза
многолистной модели Вселенной
представляется мне важной в
мировоззренческом философском плане.
|