ЧАСТЬ 1.
ПО ТРОПАМ ИСТОРИИ
Но неуемный разум разложил И этот мир,
построенный на ощупь Вникающим и мерящим
перстом. Все относительно: и бред и знанье.
Срок жизни истин: двадцать--тридцать лет --
Предельный возраст водовозной клячи. Мы
ищем лишь удобства вычислений, А в сущности
не знаем ничего: Ни емкости, ни смысла
тяготенья, Ни масс планет, ни формы их орбит,
На вызвездившем небе мы не можем Различить
глазом "завтра" от "вчера". Нет
вещества -- есть круговерти силы; Нет
твердости -- есть натяженье струй; Нет атома
-- есть поле напряженья (Вихрь малых "не"
вокруг большого "да"); <...> Струи
времен текут неравномерно Пространство --
лишь разнообразье форм; Есть не одна, а
много математик; Мы существуем в космосе,
где все Теряется, ничто не создается...
Максимилиан ВОЛОШИН
На бытовом уровне космические объекты и
явления получают различные -- подчас самые
невероятные -- объяснения и наименования. В
разных областях России одни и те же
созвездия и светила именовались людьми по-разному.
Так, этнографам и лингвистам за последние
два века (в основном в дореволюционное
время) удалось зафиксировать не менее 20
названий для Млечного Пути (Гусиная Дорога,
Птичий Путь, Дорожные Звезды, Мышиные
Тропки, Пояс, Коромысла, Становище и др.); 52 --
для Большой Медведицы (Арба, Воз, Волосыня,
Волчья Звезда, Горбатый Мерин, Кичиги, Ковш,
Кола, Колесница, Лось, Ось, Мосеев Палец,
Семерка, Телега, Ярмо и др.); 37 -- для Плеяд (Бабы,
Гнездо, Ключи Петровы, Кочка, Курица с
цыплятами, Лапоть, Осье Гнездо, Решето, Сито,
Стожары, Улей, Утиное гнездо, Уточка и др.); 21
-- для Ориона (Аршинчик, Грабли, Девичьи Зори,
Коряга, Петров Крест, Старикова Тросточка,
Три Царя и др.); 18 -- для Венеры (Блинница,
Вечерица, Вечерняя Звезда, Зарянка,
Утреница, Утренняя Звезда, Чигирь-Звезда и
др.); 9 -- для Полярной звезды (Кол-Звезда,
Небесный Кол, Полночная Звезда, Полярка,
Прикол-Звезда, Северная Звезда и др)*. Такой
же разнобой у других народов. Причем иногда
доходит до курьезов. Практически у всех
народов Земли Полярная звезда
ассоциируется с Севером. И лишь у одного
народа -- чеченцев -- она именуется Южной.
Объяснение этому очень простое: если
повернуться к Полярной звезде спиной, она
показывает дорогу на Юг. Единообразие в
астронимах наступает лишь с утверждением
господства какой-либо религиозной или
научной картины мира. Русские ученые
книжники до ХVIII века отдавали
преимущественно византийской традиции, где
планеты назывались по именам
древнегреческих Богов: Крон (Сатурн), Зевес (Юпитер),
Аррис (Марс), Афродита (Венера), Ермис (Меркурий)
(рис. 4). После Петровских реформ в России
возобладала европейская научная традиция:
названия планет, звезд и других космических
объектов стали такими, как и сегодня (впрочем,
современные астронимы также имеют в
основном греко-римское происхождение) (рис.
5). * См.: Рут М.Э. Русская народная астрономия.
Свердловск, 1987. В древности главным
регулятором и унификатором космических
вопросов была религия. Жрецы и
священнослужители долгое время оставались
безраздельными монополистами и в
отправлении культа, и в вынесении вердиктов
по части "небесных дел". Они были
хранителями тайных для непосвященных
астрономических знаний, занимались
предсказанием и толкованием небесных
явлений. Именно такой путь прошли многие
"звездные цивилизации" -- шумерская,
египетская, вавилонская, китайская,
индийская, ацтекская, майя, доинкская,
инкская и др. Много было несхожего в
космических идеях Древности. Но много было
и общего. Казалось бы, что может дальше
отстоять друг от друга по времени и
менталитету, чем русское и
древнеегипетское мировоззрения. Но нет! И
между ними протянуты невидимые связующие
нити. Общее обнаруживается и в имени одного
из языческих Солнцебогов: у русских это --
Хорс, у египтян -- Хор (Гор); и в звездах на
куполах храмов: только у египтян они
размещались на внутренних сводах, а у
русских -- на внешней стороне. При
созерцании рукотворных звезд верующими
биение их сердец накладывалось на ритм
Вселенной. Наиболее же показательным
проявлением общих черт в различных
направлениях и временных срезах
космического мировоззрения являются
представления о Земле и Небе. Небо на
протяжении многих веков и тысячелетий
вообще выступало синонимом Космоса -- и в
бытовом, и в философском и в научном плане.
Античные и средневековые космологические
трактаты долгое время традиционно
именовались "О небе" -- по образцу
главного труда Аристотеля, посвященного
астрономии. Но сначала скажем, что мы
называем небом и в скольких значениях
употребляем [это слово], дабы предмет нашего
исследования стал для нас яснее. В одном
смысле мы называем небом субстанцию
крайней сферы Вселенной или естественное
тело, находящееся в крайней сфере Вселенной,
ибо мы имеем обыкновение называть небом
прежде всего крайний предел и верх [Вселенной],
где, как мы полагаем, помещаются все
божественные существа. В другом смысле --
тело, которое непосредственно примыкает к
крайней сфере Вселенной и в котором
помещаются Луна, Солнце и некоторые из
звезд, ибо о них мы также говорим, что они
"на небе". А еще в одном смысле мы
называем Небом [все] тело, объемлемое
крайней сферой, ибо мы имеем обыкновение
называть Небом [мировое] Целое и Вселенную.<...>
Одновременно ясно, что вне Неба равным
образом нет ни места, ни пустоты, ни времени...
Аристотель. О Небе. Традиция сохранялась на
протяжении всей истории развития науки.
Классический трактат Иммануила Канта,
который увидел свет в 1755 году и дал толчок
космогоническим исследованиям на
собственно научном уровне, именовался "Всеобщая
естественная история и теория неба". А в
прошлом веке крупнейший французский ученый
и популяризатор науки Камиль Фламмарион
(1842--1925) озаглавил один из наиболее
известных своих астрономических трудов "История
неба". Земля также всегда считалась
важнейшим и равноправным партнером Неба. Их
брачный союз, собственно, и порождает
Космос во всем его богатстве и разнообразии.
У шумерийцев даже существовало неразрывное
понятие ан-ки -- Небо-Земля. С момента
священного брака Земли и Неба космическая
эволюция приобретает упорядоченную
направленность, порождая наряду с
неисчерпаемым многообразием Вселенной и
поколения различных Богов. Последние
обычно тотчас же вступают в непримиримую и
изнурительную борьбу за власть над миром.
Для современного читателя данная коллизия
особенно хорошо знакома по греческой
мифологии. Здесь тоже Земля и Небо
первоначально выступают как единое целое.
Земля-Гея (рис. 6) из себя самой рождает Небо-Уран
и немедленно вступает с ним в космический
брак. Результат космической любви не
замедливает сказаться: на свет появляется
поколение Первобогов-титанов. Их
предводитель Крон оскопляет отца Урана и
сам становится властелином мира. Но
ненадолго -- дети Крона во главе с Зевсом
устраивают очередной "дворцовый
переворот", захватывают Олимп, а папашу
вместе со всей родней низвергают в
преисподнюю. Не во всех мифологиях Земля
женского рода. По представлениям древних
египтян, Земля-Геб -- мужчина, а Небо-Нут --
женщина. Первоначально они, как и
соответствующие Боги в других культурах,
составляли единое целое. От их соития,
согласно гелиопольской версии, родилось
Солнце-Ра, бессчетные звезды и главные Боги
египетского пантеона -- Осирис, Исида,
Нефтида, Сет. Один из эпитетов Нут -- "огромная
масса звезд": Ночью плывут они (звезды) по
ней (Нут) до края неба. Они поднимаются, и их
видят. Днем они плывут внутри нее. Они не
поднимаются, и их не видят. Они входят за
этим Богом (Ра) и выходят за ним. И тогда они
плывут за ним по небу и успокаиваются в
селениях после того, как успокоится его
величество (Ра) в западном горизонте. Они
входят в ее рот на месте ее головы на западе,
и тогда она поедает их. Из текста на потолке
погребальной камеры фараона Сети. По хорошо
известной теогонической схеме небесно-звездная
Богиня принялась было пожирать своих
космических детей, что вполне
соответствовало житейским наблюдениям:
небо как бы проглатывает по вечерам --
заходящее Солнце, а по утрам -- мириады звезд.
Отец Геб воспротивился каннибальским
аппетитам пожирательницы небесных светил.
Чтобы не допустить взаимоуничтожения, Свет-Шу
разъединил супругов. Небо-Нут поднялось
наверх и распростерлось над Землей-Гебом.
Космология Древнего Египта была
чрезвычайно развитой и своеобразной.
Наблюдения и знания строителей нильских
пирамид распространялись на все видимые
объекты Вселенной (рис. 7). Естественно, что
планеты, звезды и созвездия в Стране
Большого Хапи ассоциировались как с
привычными (рис. 8), так и с непривычными (рис.
9) для других культур образами. Зато
астрономические знания подкреплялись
скрупулезными и точными математическими
расчетами (рис. 10). Истоки представлений о
мироустройстве в других древних культурах
в главных своих чертах по большей части
сходны. Так, теогонические и
космогонические китайские мифы
схематически воспроизводят уже знакомую
нам модель оформления Космоса в
упорядоченное целое. Хотя первоисточники
китайской мифологии представляют собой
набор фрагментарных и нередко
противоречащих друг другу отрывков, по ним
все же можно восстановить начальную
картину мироздания. По представлениям
древних китайцев, Небо и Земля некогда были
слиты воедино (как и у шумеров, для
обозначения этого неразрывного понятия
существовало единое слово хунь-дунь) и
похожи на куриное яйцо. Внутри находился
зародыш будущего великого Божества Пань-гу.
Родившийся из Космического яйца, он как раз
и считается творцом Неба и Земли. Культ неба
в последующей религиозной и
государственной идеологии Китая
общеизвестен. Здесь оно почиталось, быть
может, как ни у какой другой великой
цивилизации. Даже наиболее употребительный
синоним страны -- Поднебесная. Нельзя
представить китайскую космологию и без
двух вселенских первоначал -- инь (женское,
отрицательное, темное, северное) и ян (мужское,
положительное, светлое, южное). Инь и ян
находятся в беспрестанном борении,
обеспечивая существование, движение и
развитие всех сфер объективного мира --
космической, природной, животной,
человеческой и т.п. Сам необъятный мир
состоит из сочетания пяти первоэлементов (вода,
огонь, металл, дерево, земля), связанных с
пятью планетами и странами света. Меркурий
обозначал воду и север, Марс -- огонь и юг,
Венера -- металл и запад, Юпитер -- дерево и
восток, Сатурн -- землю и центр. В
древнеиндийской космологии вновь
обнаруживается знакомая схема
мироустройства, наполненная, однако,
глубоким философским содержанием. В гимнах
Ригведы, других священных книгах
космическое Небо олицетворяло женское
Божество -- Адити. Ее имя дословно означает
"бесконечность", символизируя
одновременно и бесконечное пространство, и
неисчерпаемые потенции дневного света.
Мать-Адити и находится в эпицентре
ведийской космогонии: В первом веке Богов
Сущее возникло из не-сущего, Затем возникли
стороны света, И все это -- от воздевшей ноги
кверху. От воздевшей ноги кверху Земля
родилась, От Земли родились стороны света.
От Адити родилась Дакша, От Дакши -- Адити
<...> Когда вы, Боги, там, в воде, Стояли,
крепко держась друг за друга, От вас тогда,
от плясунов словно, Густая пыль воздымалась.
Когда вы, Боги, словно волхвы, Напоили все
миры, Тогда достали вы Солнце, Спрятанное в
море. Ригведа. Х. 72. 3--7 Адити -- мать множества
Богов, чье собирательное имя -- адитьи. Среди
них Индра -- верховное Божество
индоевропейцев, повелитель Вселенной,
владыка молнии и грома (рис. 11). Именно с его
деяниями связано отделение Земли от Неба.
Выпив священного напитка сомы, он вырос до
гигантских и настолько устрашающих
размеров, что Небо и Земля, охваченные
ужасом, разлетелись в противоположные
стороны, разлучившись тем самым навеки, а
Индра заполнил собой все пространство
между ними: По ту сторону (видимого)
пространства, неба Ты, о сильный по своей
природе, (приходящий) на помощь, о дерзкий
мыслью, Сделал землю противовесом (своей)
силы, Охватывая воды, солнце, ты идешь на
небо. Ты стал противовесом земли, Ты стал
господином высокого (неба) с великими
героями. Все воздушное пространство ты
заполнил (своим) величием. Ведь поистине
никто не равен тебе. Ригведа. 1. 52. 12--13
Воплощением космической энергии,
наполняющей и пронизывающей Вселенную,
выступает другое главное Божество
индийского пантеона -- Шива.
Космологические представления народов,
населявших Индостан, развивались в русле
сосуществования традиционных религий.
Наиболее распространными среди них стали
индуизм, буддизм, а после возникновения
государства Великих Моголов -- ислам. В это
время много было заимствовано из
достижений мусульманских ученых-астрономов.
Однако и последние немало почерпнули у
своих индийских собратьев. Так, четыре из
пяти самобытных индийских трактатов,
объединенных в свод под названием "Сиддхант",
сохранились до наших дней только благодаря
переводу их на арабский язык великим ученым-мыслителем
Средней Азии Абу Рейханом Бируни (973--1048/50).
Он же обстоятельно и более чем подробно
обрисовал астрономические идеи индийских
ученых в своем капитальном труде "Индия".
Известны и другие сочинения индийских
астрономов и космологов. Наиболее
популярное из них -- "Солнечная доктрина"
("Сурья-сиддханта") -- тесно примыкает к
мифологической традиции и ведется от имени
Солнцебога Сурьи. Он в стихотворной форме
повествует о своем собственном движении по
небосклону, а также о движении других
светил. В этом же трактате излагается
ведийская космогония и известное по многим
другим источникам учение о времени --
четырех югах, каждая из которых длится 1
миллион 80 тысяч лет, а все вместе они
составляют великий период бытия -- махаюгу --
с общим количеством 4 миллиона 320 тысяч лет (или
12 тысяч божественных лет). Индуизм в
наибольшей степении связан с древнейшими
арийскими и ведийскими корнями, он
воспринял и пантеон древнейших Богов, и
традиционные представления о
мироустройстве (рис. 12). Мировой Змей Шеша,
представления о котором уходят в
доиндоевропейскую древность, объемлет
собою весь мир. Он бесконечен и потому имеет
эпитет Ананта (Бесконечный). Вселенная,
которую венчает Мировая Гора, покоится на
Черепахе -- одном из воплощений Вишну -- еще
одного важнейшего Бога индуистского
пантеона. Модель эта отнюдь не статична.
Космос под воздействием Мирового Змея
периодически умирает для того, чтобы тотчас
же народиться и расцвесть вновь. Такая же
"пульсирующая" и еще более
детализированная модель разработана в
буддийской космологии (рис. 13). Она включает
три мира -- видимый, невидимый и чувствующий
(точнее -- желающий). Эту космическую
иерархию олицетворяют знаменитые
буддийские ступы. Их символика такова:
пирамида земного мира переходит в
перевернутую небесную, вся она бесконечно
расширяется и одновременно сходится в
Неописуемой точке. Согласно
индоевропейским преданиям, арии --
прапредки всех современных
индоевропейских народов -- мигрировали с
Севера после смертоносного климатического
катаклизма и неожиданного похолодания.
Символом Полярной Отчизны, по
древнеарийским и доарийским
представлениям, являлась золотая гора Меру.
Она возвышалась на Северном полюсе, с
подножием из семи небес, где пребывали
Небожители и царил "золотой век" (отсюда,
кстати, русская поговорка: "На седьмом
небе" -- синоним высшего блаженства). Гора
Меру считалась центральной точкой
бесконечного Космоса, вокруг нее как
мировой оси вращались созвездие Медведицы,
Солнце, Луна, планеты и сонмы звезд. В
древнерусских апокрифических текстах
вселенская гора прозывалась "столпом в
Окияне до небес". Апокриф ХIV века "О
всей твари" так и гласит: "В Окияне
стоит столп, зовется адамантин. Ему же глава
до небеси"*. В полном соответствии с
общемировой традицией вселенская гора
здесь поименована алмазной (адамант -- алмаз,
в конечном счете это -- коррелят льда:
фольклорная стеклянная, хрустальная или
алмазная гора означает гору изо льда или
покрытую льдом). * Памятники отреченной
русской литературы. М., 1863. Т.2. С. 349. От
доиндоевропейского названия вселенской
горы Меру произошло русское слово и понятие
"мир" в его главном и первоначальном
смысле "Вселенная" (понятие "Космос"
греческого происхождения и в русский
обиход вошло сравнительно недавно).
Священная гора -- обитель всех верховных
Богов индоевропейцев (рис. 14). Среди них был
Митра, один из Солнцебогов, чье имя также
произошло от названия горы Меру. Из
верований древних ариев культ Митры
переместился в религию Ирана, а оттуда был
заимствован эллинистической и римской
культурой. Миротворческая роль Митры
заключалась в утверждении согласия между
вечно враждующими людьми. Данный смысл
впитало и имя Солнцебога, оно так и
переводится с авестийского языка -- "договор",
"согласие". И именно в этом смысле
слово "мир", несущее к тому же
божественный отпечаток (мир -- дар Бога),
вторично попало в русский язык в качестве
наследства былой нерасчлененной
этнической, лингвистической и культурной
общности Пранарода*. Но и это еще не все.
Космизм священной полярной горы
распространялся и на род людской: считалось,
например, что позвоночный столб играет в
организме человека ту же роль центральной
оси, что и гора Меру во Вселенной,
воспроизводя на микрокосмическом уровне
все ее функции и закономерности. Отсюда в
русском мировоззрении закрепилось еще одно
значение понятия "мир" -- "народ" (
"всем миром", "на миру и смерть
красна", -- говорят и поныне). Следующий
смысл из общеарийского наследства -- слово
"мера", означающее "справедливость"
и "измерение" (как процесс, результат и
единицу), непосредственно калькирующее
название горы Меру. Древнерусское
космическое мировоззрение уходит своими
корнями в древнеарийские культурные
традиции, общие для многих современных
евразийских народов. Для русского человека
Небо и Земля парные -- хотя и антиномичные --
категории. В великорусских заклинаниях --
самом глубинном пласте народной идеологии
-- встречаются прямые обращения к древним
верховным Божествам -- вершителям мира и
судеб людей: "Небо Отец! Мать Земля!".
Каких-либо систематизированных сводов
архаичной славяно-русской мифологии (за
исключением сильно христианизированной
Голубиной книги) до наших дней не
сохранилось. Однако, согласно изысканиям и
выводам русской мифологической школы, по
народным представлениям, Небо-супруг
изливал мужское семя в виде дождя на Землю-супругу,
оплодотворяя своей космической потенцией
все сущее и обеспечивая плодоношение
растений, животных, людей**. Подобные
представления бытовали и у других
индоевропейских народов, так как
происходили из общего мифологического
источника. По Плутарху, у эллинов Уран-Небо
мужского рода именно по той причине, что его
семя изливается дождем и оплодотворяет Гею-Землю.
(В поэтической форме этот космический
апофеоз восславил Вергилий в "Георгиках".)
В стародавние времена ту же цель
преследовал и магический весенний обряд --
оплодотворения жены на вспаханном поле: он
имитировал космическое соитие Земли и Неба.
* Подробнее см.: Демин В.Н. Тайны русского
народа (в поисках истоков Руси). М., 1997. ** См.:
Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян
на природу. М., 1994. Т.1. С. 135. Русское народное
мировоззрение насквозь космично. Это
прекрасно понимал и замечательно
сформулировал Сергей Есенин в программном
эссе "Ключи Марии": "Изба
простолюдина -- это символ понятий и
отношений к миру, выработанных еще до него
его отцами и предками, которые неосязаемый
и далекий мир подчинили себе уподоблениями
вещам их кротких очагов. Вот потому-то в
наших песнях и сказках мир слова так похож
на какой-то вечно светящийся Фавор, где
всякое движение живет, преображаясь.
Красный угол, например, в избе есть
уподобление заре, потолок -- небесному своду,
а матица -- Млечному Пути. Философический
план помогает нам через такой порядок
разобрать машину речи почти до мельчайших
винтиков"*. Сохранилось и легендарное имя
первого астронома на территории России. По
представлениям русских ученых книжников,
зафиксированным в популярном апокрифе,
кратко именуемом "Откровение Мефодия
Патарского", первым звездочтецом и
носителем "острономейной мудрости"
был Мунт, четвертый сын Ноя (Библия такого
не знает), который после потопа поселился в
северных полуночных странах, на территории
нынешней России: "Мунт живяше на
полуношной стране, и прият дар много и
милость от Бога и мудрость острономейную
обретете"**. Составил же "сию книгу
острономию" Мунт вопреки
предостережениям Архангела Михаила, бросив
вызов божьему посланцу и самим небесам (точно
так же, как когда-то поступил Прометей),
уравняв тем самым силу человеческого
разума с неизведанными силами Вселенной.
Причина практически полного исчезновения
данных о космическом миропредставлении
языческой эпохи -- безжалостное истребление
служителями новой религией любых
материальных и письменных памятников
прежних верований. Лишь жалкие осколки
некогда пышного и цветущего языческого
мировоззрения уцелели в языке, фольклоре,
обрядах, обычаях, художественных навыках и
т.п. В беспощадной борьбе с язычеством
деревянные идолы сжигались, а каменные
дробились на мелкие куски. Однако новая
религия была вынуждена не только
искоренять старую, но и приспосабливаться к
ней. Так пережили тысячелетия многие
архаичные праздники: Коляда, Святки,
Масленица, Ярило, Купало, Семик и др.,
уходящие своими корнями в древнейшие
пласты общеславянских и
общеиндоевропейских ритуалов. * Есенин С.А.
Собрание сочинений в пяти томах. Т. 5., М., 1962.,
С. 35. ** Памятники старинной русской
литературы. Вып. 3. Спб., 1862. С. 18.
Космологические воззрения древних иранцев
получили закрепление в священной книге
зороастризма Авесте и религиозно-теологической
системе, создание которой приписывается
легендарному пророку Зороастру (Заратустре).
И сама религия, и ее священное писание были
почти полностью уничтожены исламом.
Сохранились лишь отдельные книги самой
Авесты, позднейшие изложения
зороастрийских идей да немногочисленные
секты огнепоклонников. По уцелевшим
фрагментам и сведениям нетрудно установить,
что авестийская космология была близка
ведийскиму взгляду на мир, что само по себе
вполне естественно, так как и индийцы, и
иранцы, и их мифология произошли из одного
общего арийского этнолингвистического и
социокультурного источника. Впрочем,
авестийская идеология дуалистична: в ней
ярко выражены два первоначала -- светлое и
темное, верховный Бог Ахура-Мазда и владыка
сил мрака Ангро-Майнью. Между ними
происходит непрерывная война, которая
реализуется в космизированном
противоборстве Добра и Зла. В более позднем
средневековом первоисточнике "Бундахишна"
воспроизводятся подробности авестийского
миропонимания: Ормазд [позднейшая форма
имени Ахура-Мазда], обладающий знанием и
добродетелью, пребывает наверху<...>
Ахриман [Ангро-Манью], объятый страстью к
разрушению, был глубоко внизу во тьме<...>
Дух Разрушения <...>не был осведомлен о
существовании Ормазда. Потом он поднялся из
глубин тьмы и направился к пределу, откуда
был виден свет. Когда он увидел
непостижимый свет Ормазда, он бросился
вперед, стремясь уничтожить его. Увидев же
мощь и превосходство, превышающие его
собственные, он убежал обратно во тьму и
сотворил много демонов<...> Тогда Ормазд
<...> предложил мир Духу Разрушения. Далее
описывается процесс сотворения мира.
Сперва Ормазд создал небо, светлое и ясное,
с далеко простирающимися концами, в форме
яйца из сверкающего металла <...> Вершиной
оно достигало до Бесконечного Света, а все
творение было создано внутри неба<...>
Вторым после субстанции неба он создал воду<...>
Третьим после воды он создал землю круглую,
<> висящую в середине неба<...>
Четвертым он создал растения<...> Пятым он
создал Быка<...> Шестым он создал
Гайамарта [Первочеловека]<..> А из света и
влаги неба он сотворил семя людей и быков,
<...> и он вложил (его) в тело Гайамарта и
Быка для того, чтобы от них могло пойти
обильное потомство людей и скота. Даже
беглый и поверхностный обзор
космологических воззрений разных народов
Земли дает чрезвычайно пеструю и
зачаровывающую картину мироустройства.
Если представить, что каждый народ соткал
свой ковер представлений о Вселенной,
собрать однажды все эти ковры вместе и
бросить их на траву, то откроется
удивительная вещь: сколько народов --
столько Вселенных! Северные и южные,
западные и восточные картины Мироздания
поражают своей уникальностью,
самобытностью и многоцветностью. Так,
космолого-мифологические представления
коренного населения Новой Зеландии -- маори
-- поразительно совпадают со взглядами
древних египтян: у полинезийцев исходной
парой космогонического процесса также
выступают Небо-Ранги и Земля-Папа. Им
предшествуют Ночь-По и Свет-Ао, а также
Пустота-Коре, Звук-Че, Развитие-Коне и
другие Божества, входящие в структуру
Вселенной. Космическую предначертанность
видели в себе и кочевники гунны, наводившие
ужас на Европу раннего Средневековья. По
свидетельству китайских хронистов,
гуннские правители, когда их орды еще не
отправились в свой смертоносный поход от
Великой китайской стены к европейским
рубежам, именовали себя "порожденными
Небом и Землею, поставленными Солнцем и
Луною". А теперь для сравнения обратимся
к российским эвенкам. Воссозданная
усилиями многих поколений космическая
панорама жизни этого малочисленного
коренного народа Русского Севера приводит
к поразительному открытию: эвенки считают
себя полноценными детьми Звездного неба,
Луны и Солнца -- космических родителей всего
живого и неживого на земле. Верхний мир (по
существу -- Космос) имеет многоярусную
структуру: там есть свой бескрайний океан,
своя земля, своя тайга, своя тундра. Ведет
туда своя небесная дорога: через Небесную
дыру -- Буга Санарин -- по-нашему, это --
Полярная звезда, главный ориентир всех
охотников, оленеводов, путешественников и
мореплавателей. Верхний космический мир --
царство Отца-Солнца Дылачанкура, хозяина
света и тепла. Его жена -- Луна Бега, их дети --
солнечные лучи; они-то и светят людям сквозь
Небесную дыру берестяными факелами. По-иному
приходит на землю тепло. Всю долгую зиму в
своем космическом чуме топит печку Отец-Солнце
и собирает тепло в кожаный мешок для того,
чтобы с приходом весны и лета выпустить его
на землю через все то же космическое
отверстие в небе. По представлениям другой
северной евразийской народности -- ненцев --
Вселенная, которую сотворила космическая
птица Гагара, состоит из нескольких миров,
расположенных по вертикали -- один над
другим. Всего над Землей -- 7 небес. К ним
прикреплены Солнце, Луна и звезды. Вся эта
хитроумная небесная модель медленно
вращается над плоской Землей. Высоко в
космических сферах живут небесные люди,
похожие на земных антиподов -- с
оленеводческими и охотничьими
пристрастиями. Звезды -- озера верхнего мира.
Когда там тает снег, он падает на землю в
виде дождя. Картина мироустройства не
только излагалась и запоминалась устно,
передаваясь от старших к младшим, от
поколения к поколению, но и изображалась в
виде символических рисунков. Их
создателями и хранителями, как правило,
выступали шаманы. Считалось, что во время
своих камланий и в состоянии экстаза они
посещают различные миры и участки
Вселенной. Наглядное представление о такой
картине мироздания дает рисунок,
изображенный на бубне енисейского шамана (рис.
15). Здесь представлена модель Вселенной --
какой она рисовалась в воображении
малочисленного таежного народа кетов,
говорящего на особом языке, не входящем ни в
какие другие языковые семьи. В центре бубна
красной охрой изображена фигура человека.
От его головы отходят пять лучей с птицами
на концах -- так символически обозначены
мысли шамана. Вокруг "главного героя"
располагаются Солнце, Луна (Месяц) и
созвездие Большой Медведицы в виде лося
("Лось" -- название для звездного "ковша"
у многих северных народов). Внутренний круг
-- граница мира. В самом его низу -- "дыра
земли" -- вход в преисподнюю. Выпуклости
по краям внутреннего круга -- семь мировых
морей, которые, согласно кетской космологии,
охватывают мироздание. В шести из них -- "живая"
вода, в седьмом -- "мертвая". До
недавнего времени сравнительно мало было
известно о космологических достижениях
высокоразвитых индейских культур. После
открытия Америки испанские конкистадоры
буквально за несколько десятилетий огнем и
мечом дотла истребили высокоразвитые
цивилизации ацтеков, майя, инков и других
индейских народов. Да так, что только с
прошлого века их храмы, пирамиды-обсерватории
и другие великолепные сооружения стали
открывать заново (словно другую планету) в
джунглях и высоко в горах. Исследованные в
основном в недавнее время комплексы
многочисленных пирамид, другие культовые
постройки подтвердили астрономическое
предназначение многих из них (рис. 16).
Пирамиды Луны и Солнца в
древнемексиканском Теотиукане,
аналогичные сооружения на территории
исчезнувшей империи майя (рис. 17),
знаменитые доинкские Ворота Солнца в
боливийских Андах (рис. 18) -- немые свидетели
научных и технических достижений
первопоселенцев Американского континента
и их космических предпочтений.
Астрономические познания, к примеру,
древних майя поражают воображение. Они
владели знаниями, к которым современная
наука приблизилась сравнительно недавно.
Лунный месяц высчитан жрецами-астрономами
мертвого города Паленке (что зафиксировано
в иероглифических таблицах, вырезанных из
камня) с точностью до пятого знака после
запятой, равен 29,53086 дня и лишь на 0,00027 дня
расходится с величиной, полученной с
помощью компьютеров и точнейших
астрономических приборов. Благодаря своим
фантастическим астрономическим познаниям (ныне,
к сожалению, утраченным) жрецы майя сумели
высчитать продолжительность солнечного
года точнее -- на 0,0001 дня, -- чем современные
метрологи по григорианскому календарю.
Кроме того, они вели точнейшие календарные
записи синодических периодов (то есть
видимого расположения небесных тел
относительно Солнца) и периодов
синхронизации планет -- Меркурия, Венеры,
Марса, Юпитера, Сатурна (рис. 19). Индейским
астрономам были хорошо известны все
видимые невооруженным глазом светила (рис.
20). Разрабатывали они и модель целостной
Вселенной (рис. 21). Вселенная -- йок каб (буквально:
"над землей)" рисовалась древним майя в
виде слоистой иерархии миров: над землей
находилось тринадцать небес, а под землей --
девять этажей преисподни. По углам
квадратной Земли возвышались четыре
мировых древа; на Севере -- белое: в память о
древней Полярной прародине. Между прочим,
начальной точкой отсчета мировой истории
майя считали 5 041 738 год до новой эры -- дата,
которую сегодня еще не способна осмыслить
наука. По-иному рисовали себе мироздание
древние мексиканцы. Земля виделась им
большим колесом, окруженным водой. Сама же
Вселенная представлялась вертикальным
миром с 13 небесами кверху и 9 преисподними
книзу. По мировоззрению народов нагуа (сюда
входят разные племена, наиболее известным
из которых являются ацтеки -- последние
властители территорий современной Мексики
перед испанским завоеванием), 13 небес --
космические области, расположенные одна
над другой и разделенные перекладинами (рис.
22): они-то и являлись своеобразными "подмостками",
по которым передвигались небесные светила,
разыгрывая воистину космическую драму. По
"действующим лицам" небеса-сцены
распределены так: 1-е -- для Луны, 2-е -- для
звезд, 3-е -- для Солнца, 4-е -- для Венеры, 5-е --
для комет, 6-е и 7-е -- для ночи и дня, 8-е -- для
бурь, 9-е, 10-е и 11-е различались по цветам (белому,
желтому и красному) и предназначались для
жизни Богов разных рангов, 12-е и 13-е небеса
считались соответственно источниками
созидания и жизни*. Индейцам принадлежит и
одно из самых трогательных представлений о
звездах: по народным поверьям -- это огоньки
сигар, которые курят их умершие предки,
переселившиеся на небо. Однако
сверхкультом обеих Америк в древности было
Солнце. Считается, что на знаменитом
ацтекском календарном Камне Солнца (рис. 23)
изображено четыре дневных светила, что
соответствует четырем различным
историческим эпохам. Археологи утверждают:
солнечный храм в Теотиукане ориентирован
на эпоху пяти солнц. Множественность солнц
-- одна из характерных черт древнего
космического мировоззрения. Один из
наиболее популярных китайских мифов гласит:
первоначально над землей сияло 10 солнц; 9
солнц поразил из лука великий стрелок И,
избавив человечество от смертельного жара.
Возможно, данное предание повествует о
какой-то давно позабытой уникальной
космической ситуации. Но разгадку, скорее,
следует искать в ином объяснении. Дело в том,
что в старину из-за неразвитости науки
Солнце не всегда принималось за одно-единственное
светило. Считалось, что по утрам каждый раз
нарождается новое Солнце, а ночью под
землей живет ночное Солнце. В разные
времена года тоже светят разные солнца. Вот
почему в языческую пору на Руси поклонялись
зимнему Солнцу -- Коло (Коляде), весеннему --
Яриле, летнему -- Купале. Были еще Хорс и
Дажьбог, да и Бог Светлого Неба Сварог
выполнял определенные солнечные функции --
и каждый занимал свое законное место в
небесной иерархии. Точно так же и египтяне
поклонялись нескольким Солнцам: Атуму --
первородному Солнцу, Атону -- Солнечному
Диску, Ра (рис. 24) -- сыну Неба-Нут, Хору -- его
"племяннику". Наконец, еще один
континент -- другой мир, другой народ.
Загадочное африканское племя догонов,
живущее на границе современных государств
Мали и Буркина-Фасо. Много лет, начиная еще
со времен колониального господства, племя
догонов углубленно изучали французские
этнографы и сделали удивительное открытие,
связанное с космологическими познаниями
этого таинственного и немногочисленного (немного
больше 300 тысяч) народа. Согласно мифологии
догонов, уже населенная людьми Земля в
далеком прошлом находилась совершенно в
другой области Вселенной -- близ звезды
Сириуса. Угроза космической катастрофы
вынудила верховное Божество Амму
переместить Землю к другой звезде -- Солнцу,
где она теперь и находится. У догонов нет
никаких астрономических инструментов, зато
они владеют уникальными астрономическими
познаниями и, в частности, о Сириусе, его
местоположении во Вселенной, движении
среди других звезд и даже о наличии у него
спутников (к такому выводу современная
наука пришла недавно и косвенным путем, так
как оптическими средствами спутники,
точнее планеты Сириуса, не фиксируются).
Вселенная первоначально представляла
собой яйцо (здесь космологические
представления догонов совпадают со
взглядами других народов); из него вышли все
первоэлементы, космические миры, существа и
стихии. Внутренняя основа вещества, жизни,
человека Космоса -- спираль. Все
структурировано по спирали, движется и
развивается по спирали.
|