Варяги -- последние
пассионарии севера
"Варяжский вопрос" --
центральное ядро бесславной "норманской
теории", которая вот уже более двух с
половиной веков тщится вывести русскую
историю из иноземной. Чести исторической
науке это не доставило, зато привело к
беспросветному тупику. Выход в таких
случаях предельно прост -- по аналогии с
гордиевым узлом: развязать его нельзя, зато
можно разрубить. Ибо обе стороны --
норманисты и антинорманисты -- оказались в
плену одной и той же схемы: самим собой
разумеющимся считается, что русские варяги
-- всего лишь другое название скандинавских
викингов (норманнов), которые говорили либо
на шведском, либо на норвежском языках (иногда
допускается датский вариант). Отсюда
повторенный несколько раз в "Повести
временных лет" пассаж "варяги = русь"
("зваху тьи варязи русь") привел к
цепочке нелепейших даже с точки зрения
здравого смысла умозаключений. Дескать,
ежели варяги -- это скандинавы, то и "русь"
(племя ли, прозвище, данное соседями, или
территория -- не важно) -- ну, просто обязана
иметь скандинавское происхождение. И
начались достойные детективного романа
поиски этой самой полумифической "руси"
среди шведов, норвегов и финнов. А почему,
собственно? Откуда вообще следует, что
варяги -- скандинавы? Ведь в знаменитом
фрагменте Начальной летописи о призвании
Рюрика с братьями утверждается только, что
варяги прозывались русью в смысле
этнической и языковой принадлежности и от
них пошло название Руси как государства
("от тех варягъ прозвася Русская земля").
И ни слова о скандинавских корнях (то, что
варяги "из-за моря" или из Заморья,
трактовать можно по-разному, о чем -- далее).
Зато в Несторовой летописи энергично
подчеркивается: русский язык -- славянский,
а славяне-новгородцы род свой ведут от
варягов ("ти суть людье ноугородьци от
рода варяжьска, прежде бо беша словени").
Исключительно важное свидетельство, но на
него историки почему-то внимания не
обращают. А зря! Здесь ведь черным по белому
прописано: род варяжский изначально был
славянским и варяги вместе с новгородцами
говорили на русском (славянском) языке! Ибо
в противном случае получится, что население
Великого Новгорода (оно ведь "от рода
варяжского") и до призвания Рюрика, и в
дальнейшем, надо полагать, пользовалось
одним из скандинавских языков (если,
конечно, придерживаться тупиковой формулы
"варяги = скандинавы"). Абсурд? В самом
деле -- другого слова не подберешь! Почему
Нестор-летописец, перечисляя через запятую
"потомство Иафетово": варяги, шведы,
норвеги, готы, русь, англы, галичане, волохи,
римляне, немцы, венецианцы и прочие, -- не
объявляет варягов шведами или норвегами (хотя
в летописном перечне они названы раньше
руси) и не утверждает, что варяги говорили
по-шведски или по-норвежски? Да потому, что
для русского летописца, как и для всех
русских людей той эпохи, было абсолютно
ясно: варяги -- никакие не шведы и не норвеги,
а такие же русские, как они сами -- коль скоро
даже переводчиков для общения не
требовалось. Но то, что было самоочевидным
еще в ХII веке для Нестора и его
современников, впоследствии оказалось
камнем преткновения для большинства
читателей и исследователей "Повести
временных лет". Не для всех, безусловно.
Еще Михайло Ломоносов в яростном споре с
немецкими норманистами-русофобами,
подвязавшимися в Российской академии наук (с
них-то все и началось), указывал на
отсутствие в русском языке хоть каких-то
варяжских слов. Как прикажете понимать:
многовековые и теснейшие контакты между
двумя этносами, путь "из варяг в греки"
через всю Россию, варяжские князья,
варяжская династия, варяжская дружина,
варяжские гости (купцы), около двух тысяч
варяжских курганов-могил под Смоленском, в
Гнездово (где, наряду с вещами
скандинавского происхождения, найдена
самая древняя из известных пока русских
надписей, начертанная на глиняном горшке) --
а никаких собственно варяжских слов не
сохранилось. Даже хазары лексическую
память оставили (Владимир-князь в "Слове
о законе и благодати" именуется каганом),
не говоря уж о татаро-монгольском нашествии.
В русском языке уйма полонизмов,
заимствований из немецкого, французского,
английского, многих других языков -- и вдруг
ни одного варяжского слова. Ответ на вопрос,
заданный Ломоносовым, напрашивался сам
собой: никакого собственно варяжского
языка, тем более из числа скандинавских,
никогда и в помине не было. Ибо варяги -- это
русь, но не в смысле принадлежности какому-то
неведомому иноземному племени (как
безуспешно силились доказать норманисты), а
в смысле славяно-русского происхождения их
самих и языка, на котором они говорили.
Впервые эта мысль достаточно внятно была
сформулирована страстным антинорманистом
Юрием Ивановичем Венелиным (1802--1839): "Русь
или руссы, -- писал он -- как народ норманский,
скандинавский, никогда не существовал, и
есть только плод жалкого толкования, или
фантастического произведения некоторых
изыскателей. Не поняли Нестора! Да еще как
не поняли!" И приводил в пользу данного
тезиса неотразимые доводы. Аргументацию
Венелина в дальнейшем развил историк-антинорманист,
руководитель археологической комиссии и
императорских театров, под конец жизни --
директор Эрмитажа Степан Александрович
Гедеонов (1815--1878) в капитальном 2-томном
труде "Варяги и Русь" (СПб., 1876). Здесь
варяги были однозначно отнесены не к
германоязычным норманнам, а к
прибалтийским славянам-ваграм,
истребленным в ходе жесточайшей экспансии
крестоносцев. В поисках истины Гедеонов был
на верном пути, он правильно интепретировал
утверждение Начальной летописи о рускости
варягов и славянскости их языка.
Требовалось однако понять, почему варяги
сыграли столь выдающуюся роль в мировой
истории -- причем не разрушительную, а
созидательную и объединительную. Такая
задача под силу только энергонесущей
популяции, сплоченному сообществу
целеустремленных людей, которых Лев
Гумилев, развивая учение Вернадского о
биосфере, поименовал пассионариями.
Наделенные мощным энергетическим
потенциалом и повышенной активностью, они
по природе своей обречены были быть
вожатыми, воодушевляя доверившиеся им
народные массы на уготовленные им подвиги и
волею судеб становясь движущей силой
исторического прогресса. Такие никогда бы
не позволили вырезать себя, подобно
беззащитным овцам, как это случилось с
балтийскими славянами. Конечно, можно
назвать варягов и племенем, но с
достаточной долей условности. Скорее всего,
они представляли собой особое воинское
братство -- прообраз будущих рыцарских
орденов. Жили в основном на побережье
Балтийского (Варяжского) моря, летопись
однако говорит о Заморье, а таковым вполне
могли быть и арктические территории
Ледовитого океана, находящиеся по
отношению к европейской России севернее
Балтики и Беломорья. Были варяги хорошо
организованы, обладали богатым опытом во
всех областях хозяйственной жизни,
торговли, государственного управления и
особенно -- воинского искусства. Потому-то и
обратились в 862-м году новгородцы к Рюрику с
братьями, как бы сказали сейчас, за
организационной помощью. И русские варяги
быстро и охотно откликнулись, а затем
плодотворно поучаствовали в становлении
Руси и российской государственности. В
дальнейшем последние пассионарии Севера
как-то незаметно и без излишнего шума
исчезли с горизонта отечественной истории.
Ибо перешли на службу византийским
императорам, где составили костяк
дворцовой гвардии. Варяжская дружина
насчитывая подчас до шести тысяч стойких
витязей и отменных рубак. Благодаря им
византийское войско одержало немало
жизненно важных побед. Показательно и
другое: в Царьграде варягов всегда считали
русскими и только русскими. Безусловно,
значились в составе русско-варяжского
войска и скандинавы, но, как нынче принято
выражаться, на контрактной основе. Кстати,
европейские норманны никогда себя варягами
не называли и становились таковыми, только
вступая в русскую варяжскую дружину; когда
срок контракта истекал, они вновь
становились викингами. Так что тесное
взаимодействие между варягами и
скандинавами, безусловно, было, но кто на
кого больше влиял -- еще вопрос. То же
относится и к так называемым скандинавским
заимствованиям. Да, в одежде, оружии,
культовых предметах, утвари, украшениях,
открытых археологами, много варяжской
специфики. Вот только почему обязательно ее
считать скандинавской. Почему бы не
рассмотреть совершенно другой вариант --
заимствования скандинавами достижений
более развитой варяжской культуры. Ведь
когда дотошные греки спрашивали наших
соотечественников, служивших в
императорской гвардии: "Откуда вы, варяги?",
-- те, не задумываясь, отвечали: "Из Тулы..."
Ничего себе ответец, если вдуматься.
Впрочем, под Тулой подразумевался вовсе не
город в центральной части России, а древняя
Гиперборея, по другому -- Тулe. Именно так
именуется таинственная полярная страна в
знаменитой "Географии" Страбона и
сочинениях других древних авторов.
Византийцы говорили об "огромном острове
Тула", расположенном посреди Ледовитого
океана. Корень в его названии общий с именем
русского города, но не его одного. Например,
древняя столица центральноамериканской
империи тольтеков тоже звалась Тула.
Топонимы с корнем "тул" вообще имеют
чрезвычайное распространение: города Тулон
и Тулуза во Франции, Тульча -- в Румынии,
Тульчин -- на Украине, Тулымский камень (хребет)
-- на Северном Урале, река в Мурманской
области -- Тулома, озеро в Карелии -- Тулос.
Согласно Словарю Владимира Даля, понятие
"тула" -- это "скрытое, недоступное,
потаенное место" -- "затулье", "притулье"
("тулить" -- укрывать, скрывать, прятать
и т.п.). Есть и другие русские слова с этим
корнем: "туло, туловище" -- тело без
учета головы, рук и ног (отсюда же -- "тулуп");
"тулo" -- колчан в виде трубки, где
хранятся стрелы (отсюда -- "втулка").
Производными от той же корневой основы в
русском языке являются слова: "тыл" --
затылок и вообще -- задняя часть чего-либо,
"тло" -- основание, дно (в современном
языке сохранилось устойчивое
словосочетание "до тла"); "тлеть" --
гнить или чуть заметно гореть и т.д. О
значении и этимологии слова "варяг"
также высказывались самые различные
предположения. В русском языке (см. опять же
Словарь В.Даля) "варяг" -- "мелкий
торговец", "разносчик товара",
синоним "офени" и "коробейника" (в
украинском языке слово "воряг"
означает еще и "борца", "крепкого
рослого человека"). В несколько ином
звучании -- "варяга" -- слово означает:
"проворный", "бойкий", "расторопный"
(человек). Поэтому вовсе нет никаких
оснований настаивать на иноземном
происхождении слова "варяг", которое
еще недавно означало "торгового гостя",
"купца". В этом смысле классическими
былинными варягами были новгородский Садко
и Соловей Будимирович. Но можно пойти еще
дальше. В "Этимологическом словаре
русского языка" М.Фасмера дается одно
весьма любопытное разъяснение слова "варяг".
Оказывается в прошлом у него был синоним --
"кълбягъ" (оно употребляется в
пространной редакции "Русской Правды",
датируемой ХII веком), означавший "варяг --
член союза [братства]". В общем-то, это
совпадает с истолкованием варягов не как
этноса, а как социума. Но можно пойти еще
дальше. В "Этимологическом словаре
русского языка" М.Фасмера дается одно
весьма любопытное разъяснение слова "варяг".
Оказывается в прошлом у него был синоним --
"кълбягъ" (оно употребляется в
пространной редакции "Русской Правды",
датируемой ХII веком), означавший "варяг --
член союза [братства]". В общем-то, это
совпадает с истолкованием варягов не как
этноса, а как социума. Но можно пойти еще
дальше. В "Этимологическом словаре
русского языка" М.Фасмера дается одно
весьма любопытное разъяснение слова "варяг".
Оказывается в прошлом у него был синоним --
"кълбягъ" (оно употребляется в
пространной редакции "Русской Правды",
датируемой ХII веком), означавший "варяг --
член союза [братства]". В общем-то, это
совпадает с истолкованием варягов не как
этноса, а как социума. Так, может быть,
русские варяги, даже в самоназвании которых
содержится намек на древнейшие арийские
корни, и есть последние гиперборейцы,
хранители традиций погибшей арктической
прародины? Недаром ведь на побережье
Ледовитого океана сохранились
топонимические следы былого и длительного
пребывания здесь варягов. Это -- Варангский
залив (Варангер-фиорд), омывающий с запада
российский полуостров Рыбачий и норвежский
полуостров Варангер. Между прочим
следующий на запад залив именуется Яр-фиордом:
первая часть искусственного слова чисто
русская и, скорее всего, связана с именем
языческого Солнцебога Ярилы. Это, по всей
вероятности, и есть то Заморье (или его
часть), о котором говорится в русских
летописях. По существу же Варангский =
Варяжский = Гиперборейский. Так, может быть,
в социальной структуре варяжского
воинского братства (ордена) отчасти
сохранились и архаичные черты
древнеарийского кастового сословия. Так,
может быть, в социальной структуре
варяжского воинского братства (ордена)
отчасти сохранились и архаичные черты
древнеарийского кастового сословия. Корни
Руси уходят в недосягаемые глубины
индоевропейского прошлого. Оно зародилось,
пережило расцвет, катастрофические
потрясения и упадок на Севере, где климат в
те времена был иным, нежели теперь.
Постепенно мигрировали на юг из-за
неблагоприятных условий жизни многие
индоевропейские прапредки современных
этносов (индийцев, иранцев, греков, испанцев,
итальянцев, армян, осетин и др). Ближе к
северным широтам обосновалась часть славян,
из которых впоследствии вычленилась и
русская нация. Варяги -- последние
пассионарии Севера -- промелькнувшие на
евразийском небосклоне, как сияющий болид,
оставили после себя неизгладимый след в
русской истории! Постскриптум. Когда
данная статья была полностью завершена, а
главные ее моменты получили отражение на
страницах моей новой книги "Загадки
Русского Севера" (М., 1999) и в журнальной
статье "Варяги -- русские витязи Севера"
(Мир Севера. 1999. No 3-4) [ранее этимологическая
сторона освещалась в другой моей книге --
"Тайны руссколго народа" (М., 1997)], --
вышел в свет сборник антинорманистских
работ "Русь и Варяги" (М., 1999) в серии "Подлинная
история русского народа", издаваемой Ю.Д.Петуховым.
В определенной степени он дополняет
опубликованную годом раньше обширную
подборку текстов русских ученых по "варяжскому
вопросу", включенных в весьма
содержательную и продуманную хрестоматию
"Славяне и Русь: проблемы и идеи" (М., 1998)
(составлена и обстоятельно
прокомментирована А.Г.Кузьминым). Здесь
представлены наиболее показательные
отрывки из трудов выдающихся отечественных
ученых почти за два с половиной века -- от В.Н.Татищева
до Б.А.Рыбакова и О.Н.Трубачева. В свою
очередь, в новом (и надо полагать, не
последнем) сборнике учтены самые последние
выступления норманистов, число коих
множится, как грибы после дождя. Не может не
порадовать тот пафос и задор, с которым
разоблачаются выдаваемые за научные
новации замшелые норманистские штудии в
статье Н.И.Васильевой "Русь и Варяги",
давшей название всему сборнику и
составляющей две третьи его объема (по
существу это целая книга) и которую вполне
можно отнести к ныне почти забытому
обличительно-инвективному жанру. На
десятках скрупулезно проанализированных
примерах (практически учтена вся новейшая
литература) автор убедительно доказывает,
что как бы не изощрялисьультрасовременные
норманисты, все их потуги не представляют
абсолютно ничего нового, а являются прямыми
перепевами давно развенчанных гипотез "отцов
норманизма", тевтонской троицы из
петербургской "Академии-де-Сиянс"
Байера--Миллера--Шлецера, хотя их верные
оруженосцы и последователи почему-то
стесняются ссылаться на своих духовных
вдохновителей. Не потому ли, что
возникновение "норманской теории"
совпало с одной из самых мрачных и
трагичных эпох в российской истории -- бироновщины,
по существу явилось ее прямым
порождением и идеологическим слепком? С
самого момента своего появления на
небосклоне отечественной науки норманизм
отмечен печатью самого беспросветного
мракобесия. Подавление любого
свободомыслия, костоломные приемы в борьбе
с оппонентами, аргументы "дыбы и плахи"
-- главные отличительные черты бироновщины
во всех сферах тогдашней жизни. Всесильный
временщик лично поддерживал и поощрял
деятельность академика Готлиба Зигфрида
Байера (1694--1738) -- автора первого "норманистского
манифеста", опубликованного в 1735 году, то
есть в самый разгар бироновского
беспредела. Потому-то норманизм -- и в
прошлом, и в настоящем, и в обозримом
будущем -- по истокам своим, природе,
подлинной сути и методам расправы с
инакомыслящими остается тем, чем он был с
самого начала -- духовной бироновщиной.
Курляндский герцог -- зловещий
ненавистник всего русского -- давно исчез из
российского бытия, но дело его живо:
разбросанные повсюду семена чертополоха по-прежнему
дают обильные всходы. Но вернемся к
содержанию сборника "Русь и Варяги".
Помимо упомянутой работы Н.И.Васильевой,
здесь помещены еще статьи четырех авторов,
в числе которых И.В.Ташкинов, Н.А.Морозов и Ю.Д.Петухов.
Отрадное впечатление оставляет статья А.Елисеева
"Древние русы: народ и каста", где
сформулировано положение о наличии у
древних славян кастово-сословных признаков,
восходящих к общеарийской эпохе; при этом
автор считает, что к особой воинской
прослойке -- прототипу будущего казачества
-- следует отнести проторусский этнос в
целом, включая, видимо, и варягов, о которых
в данной конкретной связи почему-то ничего
не говорится. В целом авторы сборника
отстаивают славяно-балтийскую и славяно-черноморскую
версии происхождения варягов. Такой подход
нуждается в некотором уточнении. Да, к
моменту своего "призвания" в Великий
Новгород русские варяги (или варяги-русь,
что одно и то же) жили на обширных
балтийских территориях. Но, во-первых,
сказанное не означает, что варяги обитали
здесь всегда, и картина конца 1-го
тысячелетия совсем не обязана совпадать с
картиной его начала, не говоря уже о более
ранних временах. Во-вторых, народная память
сохранила сведения не о балтийской, а о
приднепровской родословной Рюрика. Факт
русского происхождения его имени опирается
на северные предания, согласно которым
подлинное имя Рюрика было Юрик и явился он в
Новгород из Приднепровья. Новгородцы "залюбили"
его за ум-разум и согласились, чтобы он стал
"хозяином" в Новограде. (Р)Юрик наложил
на каждого новгородца поначалу небольшую
дань, но затем стал постепенно ее
увеличивать, пока не сделал ее невыносимой (что
впоследствии усугублялось с каждым новым
правителем). Эту удивительную и важнейшую
для понимания русской истории легенду
записал и опубликовал в конце 70-х годов ХIХ
века известный собиратель северного
фольклора Елпидифор Васильевич Барсов
(1836--1917). Достаточно симптоматично и то, что
пресловутая "варяжская проблема" в
очередной раз выдвигается на передний план
научных и околонаучных дискуссий, а ее
метастазы глубоко проникли в энциклопедии,
справочники, школьные учебники и даже
детские комиксы. Ибо норманизм -- никакая не
наука в подлинном смысле данного слова, а
идеология чистейшей воды. Она, как мутная
пена, каждый раз всплывает на поверхность в
наиболее трудные для России времена.
Нынешняя ситуация в стране, где в очередной
раз дали "зеленый свет" норманистам и
мондалистам -- лишнее тому подтверждение. Не
менее показательно и другое. Приверженцы
"норманннской теории" за последние
десятилетия не смогли привести ни одного
убедительного аргумента или факта в пользу
своей от начала до конца высосанной из
пальца "теории". С другой стороны,
доводы Ломоносова (а также других
отечественных корифеев) и по сей день не
утратили своей убийственной силы. Как
впрочем, и вся методология или хронология
русской истории, начало которой положили В.Н.Татищев,
М.В.Ломоносов и В.К.Тредиаковский. |