Предисловие
|
Мы
говорим о нелегкой судьбе России и
русского народа.
Мы пытаемся найти причины русских бед и
неустройств.
Мы ищем врагов, ссылаемся на природные
условия, на военные напасти, на
превратности истории.
Мы остаемся в привычных
рамках самооправдания.
Мы по-прежнему не хотим
заглянуть внутрь себя...
А ведь есть, есть у нас
темы, которые неудобно обсуждать. Есть
очевидные обобщения, которые мы
опасаемся сделать. Есть документальные
факты, которые мы до сих пор
комментируем извращенно, подчиняясь
традиционному мнению и твердой
правительственной указке.
Нам легко грешить
против истины - мы ее почти не знаем.
Поэтому, отчеканивая в диссертациях, что
"...князь Игорь был далек от чаяний
простого народа...", мы оправдываем
себя тем, что сами половецких плясок
вокруг пленного Игоря не плясали. И
кажется нам, что предки наши - не люди, а
почти инопланетяне, и понять их уже
нельзя. Так и не судим, и не судимы будем,
а в диссертациях с чистой совестью
напишем - что кому задано.
Оглядываясь на
прошедшие века и тысячелетия, мы
обнаруживаем там другие одежды и
технику, другую музыку и другой уровень
коммунальных удобств. Но людей мы там
встречаем всё тех же, наших -знакомых с
детства руководящих дураков и придурков,
обиженных умных и честных, ограбленных
работяг, прославленных негодяев и
забытых героев. Всё, как сейчас. Человек
меняется очень медленно!
Так наберемся же духу
объяснить Историю страны нашей простыми
и понятными причинами. Вглядимся в лица
и дела героев былых времен. Попытаемся
понять их мотивы, - они не всегда были так
уж величественны: под кольчугами и
латами, под царскими мантиями и архиерей-скими
ризами трепетали такие же слабые,
уязвимые сердца, пульсировали такие же
чувствительные части тела, как и у нас с
вами, дорогие читатели. Не будем судить
их строго, - они жили и умирали в страшные
времена. Не будем завидовать им, - не всё
так блестяще отражалось в лужах и
болотах древнего быта. Но не будем и
унижать себя преклонением перед
сомнительными персонами старого
времени, - правдами и неправдами
добились они величальных записей на
бересте, пергаменте и бумаге.
В нашем повествовании
иногда будут появляться еще два автора -
Писец и Историк.
Первого летописца
звали вроде бы Нестор, хотя многие
считают, что это образ собирательный,
так сказать - союз писателей,
составленный из грамотных и
полуграмотных монахов. Задача у него
была тяжкая и неприятная. Он должен был
описывать события по горячим следам, под
пристальным княжеским оком (вернее
сказать - ухом: ни писать, ни читать, ни
считать князь обычно не умел, и
приходилось летописцу вслух
пересказывать новые летописные повести
о том, как он, батюшка, намедни за народ
потно потрудился и славно попировал).
Труды летописца пошли прахом. Не
сохранилось ни одного оригинала "первоначальной
летописи", четко датированных хроник.
Только в 18 веке (!) при Петре Великом в
прусской столице Кенигсберге был найден
так называемый Радзивиллов список с "Повести
временных лет", заботливо сохраненный
педантичными немцами. Вообще, почти всё,
что удалось найти, - это списки, копии или
цитаты и упоминания...
Еще более важную, хоть и
чёрную работу, выполнял младший брат
летописца - писец. На нем лежала
обязанность ездить с князем, а также с
кем попало и куда пошлют, вести всю
государственную документацию, горбить
вместо типографий, заменять собой все
нынешние телеграфные аппараты, печатные
машинки и компьютеры. С развитием
государства на сутулые плечи писца
обрушилась тяжкая бумажная лавина, и он
кряхтел, но тянул. В мелких писцовых
бумажках дошла до нас не меньшая часть
живой Истории, чем в подцензурных
официальных летописях. Так что,
собирательный этот первоисточник из
пролетарской солидарности будет у нас
называться в честь скромного труженика
гусиного пера - Писец.
Второй наш соавтор - это
великий русский историк Сергей
Михайлович Соловьев, оставивший нам
многотомный академический труд, в
котором чего только нет. Тут и
библиография, и дипломатическая
переписка, и забавные случаи из
придворного и народного быта. Историку
нашему работать было легче. Ездить по
полю брани ему не приходилось - он только
читал и читал труды Писца. И зашел он
издали, от основания Руси, и честно писал
обо всём подряд, не забывая, правда, что
живет в Империи, служит Императору и
многолюдной Императорской фамилии, что
Москва - праведный центр вселенной, и нет
греха большего, чем в этой праведности и
вселенском достоинстве усомниться.
Рюриковичи у власти уже не стояли,
поэтому подробности их быта освещались
легко, - лишь бы не обижать каких-нибудь
сильных потомков, не разоблачать
церковных легенд и, самое главное, -
случайно не опорочить великую идею
строительства Империи. Но чем ближе дело
подходило к Романовым, тем скучнее и
теснее становилось нашему Историку.
Поэтому с какого-то момента придется нам
его дополнить другими писателями, и он у
нас тоже станет коллективным автором и
собирательным персонажем.
|
|