Познавательная
деятельность человека
1. Сущность познания
Для философии, познание
окружающего мира человеком является одной
из важнейших мировоззренческих проблем.
Вопрос о том, познаваем ли мир есть вопрос о
возможности точного и полного отражения
мира в сознании человека, его ориентации и
деятельности в мире.
Функцию ориентации человека вополняет
знание.
Знание - это высший уровень сведений о мире,
получаемых человеком с помошью сознания.
Без знаний невозможно формирование картины
мира. Бэкон: "Знание - есть сила".
Сущность познавательных отношений
человека к миру заключается в активном и
целенаправленном поиске и получении им
знаний. Раздел философии, в котором
рассматриваются проблемы познания,
называется гносеологией, или теорией
познания.
Знание и вера не противоречат друг другу.
Вера - это познание вещей без доказательств.
Вера - это уверенность человека. Если знание
открывает нам вещи видимые, то вера
помогает обнаружить вещи еще не видимые и
таинственные для человека.
Основы гносеологии были заложены еще в
античной философии. Познание
рассматривалось, как особый процесс. Демокрит
выделил знание "темное" (чувственное) и
"истинное" (рациональное). Он считал,
что истинно лишь то, что доказано и
проверено на опыте, но прийти к инстине
может не каждый, а лишь мудрец.
Сократ поднимал вопрос о методах
достижения истинного знания. Главный из них
- диалектика, как искусство ведения спора.
Аристотель создал наиболее совершенную
по тем временая теорию познания. Истину он
рассматривал как знание, соответствующее
вещая, а заблуждение - искажение истины. Он
выделял субъект и объект познания.
В средние века основные усилия
гносеологии были направлены на
доказательство существование Бога, как
высшей причины всех вещей. Разум - ниже веры.
Отсюда лозунг - "Знать, чтобы верить в
существование Бога".
В эпоху Возрождения познание
рассматривалось, как бесконечный процесс.
В философии Нового времени интерес к
проблемам гносеологии возрос. Это было
обусловлено промышленной революцией, а
немецкая философия обозначила проблему
познавательных способностей и
возможностей человека. Это сделал Кант.
Он считал, что человеком может быть
постигнут только мир явлений, а мир
сущностей непознаваем.
Марксизм убежден в познавательности
мира. Познание тесно увязано с практикой,
причем, мир можно не только познать, но и
преобразовать.
В истории философии сформировалось и такое
течение, представители которого то
сомневались, то отрицали познаваемость
мира - агностицизм. Его представители не
отрицали сам процесс познания, но они
считали, что он ограничен познавательными
возможностями человека.
Что же такое познание?
1. Познание - это особый вид отражательной
деятельности человека.
2. Познание - есть духовная
сторонапрактической деятельности человека.
3. Познание - высший уровень информации,
достигаемый человеком целенаправленно.
4. Познание - это социальный заказ в виде
актуальных потребностей общества (в
средние века на познание огромное влияние
оказывала церковь, в ХХ веке - это
потребность изучения космоса)
Познание возможно только при опоре на так
называемый интеллектуальный фонд, под
которым подразумеваются совокупные знания
человечества, методы познания и т.д. Важно
опираться на уже достигнутое.
Познавательный процесс возможен лишь при
помощи языка, как инструмента общения.
Огромную роль в познании играет идеология,
т.е. оценка конкретных общественных явлений
с позиций различных социальных групп и
слоев общества (частная собственность для
одних - благо, для других - зло).
На познание активно влияет чувственность,
весь эмоциональный мир человека.
Познание - это всегда творческий процесс, а
его главным критерием являются новизна и
общественная значимость полученных
результатов. Большую роль в творчестве
играет интуиция, как тип мышления.
О состоянии познания и практики:
В философии под практикой принято
понимать деятельность человека,
направленную на преобразование
окружающего мира. Основной формой практики
является труд.
Роль практики в процессе познания:
1. Практика - источник, основа, движение, сила
познания. Запросы практики вызавали к жизни
познавательные потребности и задачи
человека. Практика стимулирует развитие
новых отраслей познания.
2. Практика - цель познания. Знания,
получаемые людьми, предназначены для
использования их в жизни.
3. Практика - критерий истинности
человеческих заний. Но этот способ проверки
истинности заний не универсален, т.к. не все
можно проверить практически, поэтому наука
использует логические доказательства.
2. Движение познавательного
процесса
Познание развивается, т.к. у
общества появляются новые потребности.
Познание есть переход от улавливания
внешних свойств к изучению внутренних
связей: от живого содержания к абстрактному
мышлению.
Первая ступень познания представляет
собой чувственное познание (эмпирическое).
Формы чувсчтвенного познания: ощущение,
восприятие, представление.
Ощущение - отражение отдельных признаков и
свойств предметов (температура).
Восприятие - целостный образ предмета или
явления.
Представление - сохранение образов
предметов в памяти.
Эмпирическое познание всегда субъективно,
что порождает много суждений и оценок
одного и того же явления. Однако именно этот
вид познания осуществляет связь человека с
внешним миром, при этом, имеет свои пределы.
Вторая ступень познания - рациональное
или теоретическое познание. Формы
логического познания - понятие, суждение,
умозаключение.
Понятие отражает общие принципы и свойства
предметов.
Суждение - связь понятий, с помошью которой
отражаются зависимости между вещами.
Умозаключение - связь между несколькими
суждениями.
Рациональное познание позволяет человеку
постигнуть внутреннее в вещах - их
структуру, сущность, законы.
Это касается прежде всего познания
социальных явлений.
Обе ситуации познания тесно связаны между
собой.
Процессу познания присущи некоторые
противоречия:
1. Противоречие между субъектом и объектом.
Оно представляет собой несоответствие
между потребностями человека в
практическом преобразовании мира и
недостатном знаний о нем.
2. Иногда познанию присуще противоречие
между данными органов чувств и мысленным
отражением внешнего мира.
3. Противоречие между сложившейся теорией и
сложившимися новыми научными фактами.
4. Противоречия между течениями в науке,
между теориями.