Аристотель:
соотношение формы и материи
Аристотель
признавал объективное существование
материи. Он считал ее вечной, несотворимой и
неуничтожимой. Материя не
может возникнуть из ничего. Не может, так же,
увеличиться или уменьшиться в своем
количестве. Но сама по себе материя инертна,
пассивна. Она содержит лишь возможность
возникновения многообразия вещей, как
например мрамор содержит возможность
возникновения различных статуй. Чтобы эту
возможность превратить в действительность
надо придать материи соответствующую форму.
Под формой А. подразумевал активный
творческий фактор, благодаря которому вещь
становится действительной.
Форма - это стимул и цель. Материя - своего
рода глина. Для того чтобы из нее возникли
разнообразные вещи, необходим гончар - Бог,
перводвигатель.
Форма и Материя неразрывно связаны между
собой, так что каждая вещь в возможности уже
содержится в материи и путем естественного
развития получает свою форму. Весь мир
представляет собой ряд форм, находящихся в
связи друг с другом и расположенных в
порядке все большего совершенства. Таким
образом, А. подходит к идее единства материи
и формы.
Основным двигателем мира является Бог,
определяемый как форма всех форм, как
вершина мироздания.