Эпикур:
учение о наслаждении
Эпикур ( 341 - 270 гг. до н.э. ).
Основатель течения в философии, которое
называется эпикурейцы.
Эпикурейцев интересовали вопросы
устроения комфорта личности в сложном
историческом контексте того времени.
Эпикур развивал идеи атомизма.
Во вселенной существуют только тела,
находящиеся в пространстве. Они
воспринимаются нашими чувствами. Э. считает,
что атомы могут самопроизвольно
отклоняться. Получается, что атомам присуща
свобода воли, поэтому они способны
описывать разные кривые, начинают касаться
и задевать друг друга, в результате чего
возникает мир. Таким образом Э. впервые в
истории философии выдвинул идею об
объективности случайности. По Э. жизнь и
смерть одинаково не страшны для мудреца:
"Пока мы существуем, нет смерти. Когда
смерть есть, нас более нет". Жизнь и есть
наибольшее наслаждение, такая какая есть, с
началом и с концом. Эпикур признавал
наличие души у человека, которая состоит из
самых мелких и самых гладких элементов:
чувства, ощущения...
Знание начинается с чувственного опыта.
Чувственное ощущение, не поднятое на
уровень мысли не есть еще знание. Основным
признаком этики эпикурейцев является
удовольствие - принцип гедонизма. При
этом удовольствия отличаются благородным,
спокойным характером. Стремление к
удовольствию является исходным принципом
выбора. Если у человека отнять чувства, то
не останется ничего. Э. хочет постоянного,
ровного блаженства. Предел наслаждение -
это избавиться от страданий. Нельзя жить
приятно, не живя разумно. Он проповедовал
благочестие, богопочитание.
Именно он, а не стоики,
утверждал, что человек может быть счастлив
даже на дыбе.
Продолжателем его идей был
Лукреций Карр - римский поэт ( 99 - 55 гг. до н.э.
), через чьи поэмы и стала известна
философия Эпикура только в эпоху
Возрождения.