Схоластика
Иоанн Скот Эриугена
Схоластика - от греческого схоластикос,
т.е. школьный, ученый, это тип религиозной
философии, характеризующийся соединением
теолого-догматических предпосылок с
рационалистической методикой. Получила
наибольшее развитие в Западной Европе в
средние века. К этому направлению философии
относились Обеляр, Ф. Аквинский, Скот. Ее
главным центром был парижский университет.
Основной жанр - "сумма" -
энциклопедический свод ответов на вопросы.
Скот представлял схоластику 13 - 14 веков.
Был ирландцем, знатоком греческого языка.
Значительную часть своей жизни провел под
покровительством Карла "Лысого",
короля Франции. Разум он ставил выше веры,
авторитет церковников ни во что не ставил,
но сами церковники обращались за его
мнением. Начало и конец его жизни
неизвестны. Родился около 800, умер около 877
гг. Французский король пригласил его во
Францию и поставил во главе придворной
школы.
Для него был главным вопрос об отношении
богословия к философии, веры к знанию. Он
считал, что предмет богословия - бог, а
предмет философии - бытие. Философия может
постигать бога на в качестве бога, а лишь в
качестве бытия. Однако и в этом смысле
философское познание бога ограничено:
человеческий ум постигает в бытии лишь то,
что он может отвлечь от чувственных данных,
поэтому у человека не может быть понятия о
нематериальных субстанциях, таких как бог
или ангелы. Категории бытия последнее
мыслится как нечто запредельное и
неопределенное. В телесных вещах материя
характеризуется изначальной
неопределенностью. Лишь благодаря
соединению с различными формами она
способна принимать конкретные способы
бытия. Душа едина и ее отдельные
способности различны не сами по себе, а по
различию предметов на которые они
направлены: способности направленные на
чувственные предметы называются
чувственными, направленные на
умозрительные - мыслительными. Связь души с
телом осуществляется посредствам особой
формы - телесности, которая отличается от
самой души.
В учении о познании Скот подчеркивал
активность познавательной деятельности:
знание не есть ни чистая восприимчивость,
ни чистая активность - оно всегда
складывается и из того, что идет от нас, и из
того, что идет от познаваемого предмета.