Учение о
сущности в трактовке
Ф. Аквинского
Человек может быть мудрым в каком
ни будь частном занятии, но все частные
занятия подчинены вселенной. Цель
вселенной - благо разума, т.е. истины.
Исходным принципом в учении А. являются
божественные откровения: человеку
необходимо для своего спасения знать нечто
такое, что ускользает от его разума, поэтому
А. разграничивает область философии и
теологии. Предметом философии являются
истины разума, а теологии - истины
откровений. Объектом той и другой, а так же
источником истины, является бог. Поэтому не
может быть принципиального противоречия
между откровением и правильно действующим
разумом, т.е. между теологией и философией.
Не все истины откровения доступны
рациональному доказательству. Философия
находится в услужении у богословия и ниже
его.
А. рассматривал бога как первопричину и
конечную цель, как чистую форму. Сущность
всего телесного - в единстве формы и материи,
а именно они образуют всякую реальную вещь
и все телесное вообще. Материя
- восприемница сменяющих друг друга форм,
чистая потенциальность, т.к. лишь благодаря
форме, вещь является вещью определенного
рода и вида. Форма выступает в роли целевой
причины образования вещей. Слияние
первопринципа формы и материи рождает мир
индивидуальных явлений.
Вслед за Аристотелем, сущее А.
делил на субстанции и акцидеции ( атрибуты,
свойства ) субстанции ( количество, качество,
место, время ), являются определениями
субстанции.
Основополагающий принцип познания -
реальное существование всеобщего. Человеку
присущи две способности познания - чувства
и интеллект. Познание начинается с
чувственного опыта, но воспринимается не
все бытие объекта, а лишь то, что
уподобляется субъекту. При вхождении в душу
познающую, познаваемое теряет свою
материальность, и может войти в нее лишь в
качестве вида. Вещь существует
одновременно вне нас, во всем своем бытие, и
внутри нас, в качестве образа. Истину Ф.
определяет как соотношение интеллекта и
вещи.
В своих этических воззрениях Ак. опирался
на принцип свободы воли человека, на учение
о сущем, как благе и о боге, как абсолютном
благе и о зле, как о лишенности блага. Зло
является лишь менее совершенным благом. Оно
допускается богом ради того, чтобы во
вселенной осуществлялись все ступени
совершенства. Блаженство составляет
конечную цель человеческих устремлений.
Оно заключается в познании истины, прежде
всего абсолютной, т.е. бога. Без
божественной благодати вечное блаженство
недостижимо.
Об обществе и государстве. Человек по
своей природе существо общественное.
Главная цель государственной власти -
содействовать общему благу, сохранять в
обществе мир и справедливость,
способствовать тому, чтобы подданные вели
добродетельный образ жизни и имели
необходимые для этого блага. Он отдавал
предпочтение монархической форме
правления, однако считал, что если монарх
окажется тираном, народ имеет право
выступить против тирана и тирании как
принципа правления.
В 1323 г. Аквинский был причислен к лику
святых.