Основные
черты философии Нового времени
Новое время, начавшееся в 17 веке
стало эпохой утверждения и постепенной
победы в Западной Европы капитализма, как
нового способа производства, эпохой
быстрого развития науки и техники. Под
влиянием таких точных наук, как механика и
математика, в философии утвердился механицизм.
В рамках этого типа мировоззрения природа
рассматривалась, как огромный механизм, а
человек, как инициативный и деятельный
работник. Основной темой философии Нового
времени стала тема познания. Сложились два
крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному
трактовавшие источники и природу
человеческого знания.
Сторонники эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк)
утверждали, что основным источником
достоверного знания о мире являются
ощущения и опыт человека. Наиболее
обстоятельно эта позиция изложена в
творчестве Бэкона.
Бэкон был сторонником эмпирических методов
познания (наблюдение, эксперимент).
Философию он считал опытной наукой,
основанной на наблюдении, а ее предметом
должен быть окружающий мир, включая и
самого человека. Сторонники эмпиризма
призывали во всем полагаться на данные
опыта, человеческой практики.
Сторонники рационализма считали, что
основным источником достоверного знания
является знание (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
Основателем рационализма считается Декарт
- автор выражения "подвергай все сомнению".
Он считал, что во всем надо полагаться не на
веру, а на достоверные выводы, и ничто не
принимать за окончательную истинную.
Наряду с позитивной оценкой возможностей
познания, в 17 веке возрождается и
философский агностицизм, отрицавший
возможность познания мира человеком. Он
проявил себя в творчестве Беркли и Юма,
полагавших, что человек познает всего лищь
мир явлений, но не способен проникнуть в
глубину вещей, дойти до знания законов
окружающей природы.
Пантеистическую направленность имели
взгляды Спинозы, утверждавшего, что природа
- есть причина самой себя и всех протекающих
в ней процессов. Бог не стоит над природой, а
является ее внутренней причиной. Знание
достигаются разумом и оно является
первейшим условием свободной деятельности
человека.
Немецкий философ Лейбниц подчеркивал
духовный характер мира. Основой мироздания
являются монады, как единицы бытия,
придающие миру разнообразие и гармонию.
В 17 веке широкое распространение получило
"юридическое" мировоззрение. В его
рамках развивалась теория "общественного
договора" (Гоббс, Локк). Она объясняла
происхождение государства добровольным
соглашением людей во имя собственной
безопасности. Это мировоззрения
исповедовало идею естественных прав
человека на свободу и собственность.
Юридическое мировоззрение выражало
настроения молодой буржуазии, как класса,
сформировавшегося в Новое время.
В развитие социальных учений Нового
времени в 18 веке особый вклад внесло
французское Просвещение (Монтескье,
Вольтер, Руссо), которые идейно подготовили
французскую революцию 1789 - 1794 гг. Они
воспринимали церковь, как символ
невежества и мракобесия, тормоз развития
общества, поэтому девиз Вольтера: "Раздавите
гадину!", стал лозунгом эпохи,
предопределив требования отделения церкви
от государства. По убеждению Просветителей
общественный прогресс возможен только при
помощи разума, права, науки и образования.
Человек - природно-социальное существо и
способен к бесконечному развитию и
совершенствованию своей деятельности. Но
частная собственность делает людей
неравными, порождает зависть и вражду между
ними, следовательно, новое общество надо
создавать на основе социального равенства
и справедливости. Просветители стояли на
позициях исторического оптимизма, а их
идеалом была республика, как форма
народовластия.
Значительный вклад в учение о природе и
сущности человека, путях его воспитания,
внесли французские Материалисты 18 века:
Дидро, Гельвеций, Гольбах. Они считали, что
человек - продукт окружающей его среды.
Следовательно, для изменения нравов людей
необходимо изменить обстоятельства их
жизни. Эта идея Просветителей явилась
источником возникновения марксистской
философии.