Гносеология
Гоббса.
Его концепция знания и языка
Томас Гоббс (1588 - 1679). Английский
философ. Получил образование в Оксфорде,
где занимался классическими языками. Был
секретарем у Бэкона и, одно
время, учителем будущего короля Карла II. За
свои сочинения часто подвергался гонениям
и в зависимости от политических
обстоятельств жил то в Англии, то на
материке.
Его философские взгляды основаны на
механистическом принципе, сложившемся под
влияние Эвклида и Галелея. Он считал, что
реальны только тела, а их атрибуты -
величина, движение и свойства - субъективны.
Все рассуждения людей уподобляются только
счету: математика - счет величин, другие
науки - счет слов. Теория познания строилась
им на принципах сенсуализма.
Гоббс отрицал свободу воли, придерживался
фатализма и отождествлял волю с природной
силой.
Весь предмет философии Гоббса сводился к
трем учениям: учение о теле, о человеке, о
гражданине. Он считал, что духовной
инстанции не существует, а если бы и
существовали, то были бы не познаваемы.
Критиковал суеверия, но считал, что бог
существует и рассматривал его, как
первопричину всего сущего, который не
вмешивается в течение земных событий.
Он критиковал различные политические догмы
философов прошлого и считал, что в
формировании государства нужно исходит не
из частных интересов, а из интересов и
сущности человека. Если разложить
структуру общества на отдельные части, то
основной частью является гражданин, т.е.
человек в государстве. Государство он
рассматривает как искусственное тело,
которое создал сам человек для сохранения
собственной жизни, но оно обладает огромной
силой, хотя и может защитить интересы
человека, партии, и в то же время является
земным богом. Стремясь создать совершенное
государство, люди заключили "общественный
договор".