Спиноза.
Учение о субстанции
Учение Декарта
развил Нидерландский философ - Спиноза (1632 -
1677). Он противопоставил дуализму Декарта
принцип монизма. Он отвергал представление
о мышлении, как об особой субстанции. Монизм
Спинозы имеет пантеистический характер:
бог отождествляется с природой. Бог,
идеальное и материальное сплелись в одну
единую, бесконечную субстанцию. Эта
субстанция является причиной самой себя и
находится вне сознания и не нуждается ни в
каких других причинах. Бог Спинозы
неотделим от природы и не носит характера
личности. Бог - есть существо, имеющее
бесконечное множество атрибутов.
Спиноза начинает свой главный труд "О
боге" с учения о бытии. Необходимость
причин и следствий, проистекающих из
внутренних законов единой субстанции -
единственный принцип мирового порядка.
Единая субстанция обладает двумя
свойствами - протяжением и мышлением. Материя
способна мыслить, а мышление человека - это
частный случай мышления вообще. Мышление
трактовалось, как своего рода самосознание
природы. В этом состоит монизм Спинозы.
Человек может лишь постигнуть ход мирового
процесса, чтобы сообразовать с ним свою
жизнь, желание и поступки. Мышление тем
совершеннее, чем шире круг вещей с которыми
человек вступает в контакт.
Огромное достоинство философии С.
заключается в обосновании тезиса о
субстанциональном единстве мира. Его
воззрениям свойственно диалектическое
понимание мира: единство конечного
бесконечного, необходимости и свободы и т.д.
Спинозе принадлежит формулировка: "Свобода
- есть вынужденная необходимость".