Патристика.
Отцы церкви
Патристика - от греч. pater - отец.
Обозначает совокупность теологических,
философских и политико-социологичеких
доктрин христианских мыслителей 2 - 8 веков,
так называемых отцов церкви. Во 2-3 вв.
происходило фрагментарное
философствование апологетов патристики:
Тертуллиан, Клемент Александрийский,
Ориген. В 4-5 вв. - систематизация церковной
доктрины: Василий Великий, на западе -
Августин. 6 век - стабилизация догм и
кодификация наук под эгидой теологии:
Леонтий Византийский, Боэций...
Четырех деятелей называют
докторами Западной церкви - Святого
Амвросия, Иеронима, Августина, Папу
Григория Великого.
Расцвет деятельности Амвросия, Иеронима и
Августина приходится на период между
победой католической церкви в Римской
Империи и варварским нашествием. Сразу
после того, как они сошли со сцены, Италия,
Испания и Африка оказались во власти
варваров. Цивилизация вступила в полосу
многовекового упадка и только, примерно
через 1000 лет, христианский мир смог вновь
выдвинуть людей, равных Амвросию, Иерониму
и Августину. Их авторитет почитался на
протяжении всего средневековья; больше, чем
кто бы то ни был, они способствовали
определению того вида, который приняла
церковь.
Амвросий - обосновал церковную концепцию
взаимоотношений между церковью и
государством (независимость церкви).
Иероним - дал западной церкви латинскую
библию, от него исходила инициатива
монашеского движения.
Августин - выработал теологию церкви,
действовавшую вплоть до реформации. Он
пытался согласовать философию со священным
писанием, чего не делали более ранние
христианские философы. Лучшее его
произведение - "Исповеди". Августин
утверждал, что мир был сотворен не из
материи, а из ничего, в то время, как
греческая философия утверждала, что мир не
может быть сотворен из ничего. Эти
воззрения в христианские времена приводили
к пантеизму: бог и мир неотделимы. Августин
пытался соотнести эти две теории. Он
говорил, что бог вечен и существует вне
времени. Он не предшествует своему
собственному творению времени, т.к. он
пребывает вне потока времени. Прошедшее и
будущее могут быть осмыслены только как
настоящее: прошедшее может быть
отождествлено с воспоминанием, а будущее с
ожиданием, но они являются фактами,
относящимися к настоящему, т.е. время
является аспектом наших мыслей.
В произведении "О граде божьем"
Августин говорит:
1. о нечестивости языческих богов.
2. в настоящем мире два града - земной
и небесный, они перемешаны, но в будущем
будут разделены.
3. блаженное вечно, но не все вечное
блаженно.
Дал синхронизацию священной и мирской
истории.
Патристика 5 - 6 веков.
5 век - это время варварских нашествий и
падения западной Римской Империи. После
смерти Св. Августина (430 г.), философская
мысль почти угасла. В это время англы
вторглись в Британию, франки в Галлию (совр.
Франция), вандалы в Испанию. В середине 5
века Св. Патрик обратил ирландцев в
христианство, т.е. в Европе образовались
германские королевства. В Италию пришли
готы, а их пригнали сюда с востока гунны (монголы).
В этот период хаоса церковь раздирались
спором по вопросу о воплощении. Главные
противники - два церковника - Кирилл и
Несторий. Кирилл - патриарх Александрийский,
а Несторий - Константинопольский. Спор
разгорелся из-за того, как относится друг к
другу божественное и человеческое естества
Христа.
Несторий: в Христе два лица - человеческое и
божественное, богородица - мать
человеческого, божественное лицо не имело
матери.
Кирилл считал, что в Христе только
божественное. В результате, церковь
раскололась.
В 6 веке - Боэций, Юстиниан, Григорий Великий.
Боэций: несовершенство - есть недостаток,
предполагающий существование совершенного
образа. Зло - в отсутствии положительного
начала. Блаженство и бог, являются высшими
благами, потому тождественны,
следовательно каждый счастливый - есть бог.
Добродетельные люди могучи, дурные немощны.
То немногое, что уцелело от культуры
древнего Рима, было сохранено церковью, у
которой было три направления деятельности:
1. монашеское движение; 2. рост влияния
папства; 3. обращение варваров из
язычества в христианство.
Монашеское движение зародилось
одновременно в Египте и Сирии примерно в
начале 4 века в форме отшельников-одиночек и
монастырей. Первый отшельник - Св. Антоний
(270 г.). Пахомий (315 г.) основал первый
монастырь. Большинство монахов ничего не
читал и не трудились.
Большую роль в монашеском движении сыграл
Св. Бенедикт, основатель Бенедиктинского
ордена. Он не требовал строгого аскетизма.
Григорий Великий родился в Риме около 540
года в богатой знатной семье. Был префектом
Рима. Раздал богатство на основание
монастырей. Не питал симпатий к светскому
знанию.