|
Диалектика, как логика и теория познания. Из всех философов, только для Гегеля философия была все. Все философы старались постигнуть смысл сущего. У Гегеля же сущее старается стать философией. Сам бог для Гегеля был лишь философствующий ум, который только в совершенной философии достигает и своего собственного совершенства. На природу он смотрел как на чешую, которую сбрасывает в своем движении змея абсолютной диалектики. Гегль развил учение о законах и категориях диалектика, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики. Кантовской вещи в себе он противопоставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление существенно. Гегель в жизни природы и человека видел силу абсолютной идеи, движущий мировой процесс. Он утверждал, что категории – это объективные формы действительности, в основе которой лежит мировой разум или мировой дух. Это – деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении, цель – в самопознании. В процессе самопознгания, разум мира проходит три этапа:
Заслуга Гегеля заключается в установлении философии истинных понятий: процесса развития истории. Все находится в процессе – не существует никаких границ между различными фирмами бытия, нет ничего отдельного, несвязанного со всем. Философские взгляды Гегеля пронизаны идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкномуту кругу, а поступательно, от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия. В философской системе Гегеля действительность представлена как цель диалектических переходов. Гегелевская философия проникнута внутренним противоречием. Метод, разработанный Гегелем, направлен на бесконечность познания. Поскольку объективной основой познания является абсолютный дух, а целью – самопознание этого духа, постольку познание конечно, ограниченно, т.е. система познания, пройдя цикл познавательных ступеней, завершается последней ступенью – самопознанием, реализацией которого является сама философия Гегеля.
|
|