|
Философская концепция Гегеля. Философия как самосознание абсолютного начала. ГЕОРГ ВИЛЬГЕЛЬМ ФРИДРИХ ГЕГЕЛЬ (1770-1831) Родился в Штутгарте, поступил в университет в качестве герцогского степендиата, окончил курсы богословия. В аттестате было написано, что он не отличается искусством в слове, а в философии может быить назван идиотом. Семь лет был домашним учителем, затем переселился в Йену, где преподавал Шеллинг, затем сам читал курс философии, состоявший из 3х частей:
В 1816 году вышла его «Логика», переехал в Берлин. Здесь увеличилось число учеников и образовалась школа. Он стал как бы официальным философом прусского государства, но он был посредственный писатель, плохой лектор, говорил с трудом. Гегель читал, что все научное знание берет начало от Декарта, установившего два правила длшя научной деятельности – 1. Явления высшего мира рассматривать с точки зрения механического движения, 2. Явления внутреннего (духовного мира) рассматривать с точки зрения ясного, рассудочного самосознания. Задачи философии – изучение не одной стороны существующего, а всего. Философия должна понять внутреннюю связь и единство. Мир не является собранием единиц, атомов или душ. Гегель считал, что ничего не существует реально, кроме целого. Отдельные вещи, из которых составлен мир, являются сторонами целого. С этим взглядом связано неверие в реальность времени и пространства, т.к. время и пространство включают единичность и множественность. Он утверждает, что все действительное – разумно, и все разумное – действительно. Целое, во всей его сложности, называется Гегелем абсолютом. Абсолют духовен. Два момента отличают Гегеля от тех, кто имеет сходное мировоззрение: 1. Продчеркивание логики (Гегель полагает, что природа реальности может быть выведена из единого соображения, что она должна быть не самопротиворечива), 2. Триадическое движение, которое называется диалектикой. Логика, является тем же самым, что и метафизика, а метафизика характеризует предмет познания, а не способ познания или мышление. Он выделяет три ступени логического: 1. Рассудочная или метафизическая логика (мышление жестко фиксирует противоположные понятия и абсолютно разделяет их), 2. Отрицательно-разумная или диалектическая логика (мышление разрушает такую разделенность и показывает переход понятий в их противоположности), 3. Положительно-разумная или спекулятивная (мышление объединяет противоположности в единстве). |
|