|
Шпенглер. Типы культур и проблема межкультурного диалога. Критика теории прогресса. Шпенглерова история
– процесс случайного зарождение, расцвета
и умирания культур. В истории быдл 8 культур,
семь из них уже умерло: египетская,
китайская, майя, индийская, вавилонская,
апполоновская, магическая (арабо-израилиская),
восьмая – фаустовская (западной мир) сейчас
приближается к закату, а девятая – русская
– только нарождается. История – процесс отчуждения человека от матери земли (расслоение общины). Нарастание историчности приводит к политизации. Война пронизывает все. Она делает историю историей. Появляются культуры, основанные на рассовом единстве. Шпенглерова история – наука не о прошлом, а о будущем. Помимо «Заката Европы» одна из самых знаменитых работ позднего Шпенглера – «Человек и техника». Развитие техники – единый процесс совершенствования орудий и средств производства, поэтому в современной обществе снимается антиномия «культура – цивилизация», когда искусственное полностью заменяет естественное. Отбросив свое прежнее отношение к истории, Шпенглер рассматривает мировой исторический процесс тридиционно, как единую линию развития от первобытного общества, через средневековье к современному империализму. Единственное, что его отличает от других историков – это идея убыстрения хода истории: приближается время последних катастроф. Полностью сняв антиному «культура-цивилизация» Шпенглер отказался и от понятия духовной культуры, т.к. победа фаустовской «воли к власти» – это же не победа духа, но техники. Хищник овладевает миров, космосом…при помощи техники. Необратимость процесса отчуждения человека от природы, нарастание в мен черт хищника – характеризует единую линию развития. Назад в естественность и доброту дороги нет. К власти подталкивает развитие техники и естественных наук. Шпенглер первый увидел социальную масштабность проблемы техники. С помощью техники начинается насилие нед природой. Человек вовлечен в бег машин, в это гонке победитель мира будет загнан насмерть. «Годы лишений» – последняя работа Шпенглера. Три главные идеи: 1. Идея мировой революции и «белой» революции, т.е. перерастание в цветную, 2. Идея германской миссии (только германцы жизнеспособны), 3. Идея борьбы за пролетариат (единство наций, а не класса). Насилие – единственное средство спачения цивилизации. Демократия – стремление свести все к уровню мелких людишек. Парламентаризм – конституционная анархия. Согласие – результат поражения одного из государств в войне, временное накопление сил, для того, чтобы отбросить это согласие. Источник богатства государства не в экономике, а в войне и победах. Армия – не только сила, но и самый консервативный, старый, добрый элемент, последняя надежда Германии. Многие прогнозы Шпенглера оправлдались: 1. Разрушение природы человеком, 2. Омертвение межчеловеческих отношений, 3. Сомнение в гуманистической цивилизаторсой сущности прогресса, 4. Разрушение социальных структур, 5. Процесс распада либерального государства. |
|