ВВЕДЕНИЕ
В 1988 г. исполняется 1000 лет крещению Руси.
Цель выступлений, проповедей, печатных
публикаций церковников сводится к тому,
чтобы показать, прежде всего, непреходящее
значение этого события для исторических
судеб Руси. Крещение Руси они
провнденционалистски трактуют как "божье
ниспослание" на русский народ, с которого
началось политическое и культурное
развитие Руси, русского народа, до того
пребывавшего в дикости, невежестве и
варварстве. Согласно некоторым современным
церковным авторам дохристианское общество
Древней Руси - "смрадный и жестокий мир",
где господствовало "темное, озлобленное,
мстительное язычество". Вот почему "обращение
к временам дохристианским, правильное
освещение их - не просто дань интересу к
старине или удовлетворение естественной
любознательности. Оно необходимо для
опровержения богословских измышлений в
области отечественной истории,
разоблачения попыток церковников-эмигрантов
использовать эти измышления в
антисоветских целях"'.
Впрочем, вышеприведенные выводы
традиционны для церковников. Так же
оценивали язычество известные церковные
историки XIX в. Макарий, Филарет и др. Под
давлением апологетических христианских
сентенций находились и дореволюционные
исследователи древнерусского язычества.
Они также отрицали какую-либо развитость и
культурную и общественную значимость
языческого мировоззрения. К негативным
заключениям относительно его развития
пришел такой известный исследователь, как Е.
В. Аничков. "Особенно убого было
язычество Руси: жалки ее боги, грубы культ и
нравы", - писал он.
Вместе с тем имелись и в корне
противоположные взгляды на дохристианские
верования восточных славян. Они восходят к
великому русскому ученому-энциклопедисту М.
В. Ломоносову. Он активно интересовался
древнерусской мифологией, проводя
сравнительно-исторические параллели с
греческой и римской языческими религиями. В
связи с этим он замечал: "Древнее
многобожие в России, сходствующее с
греческим и римским, подтверждается еще,
сверх письменных известий, другими
примечаниями. Что значат известные в
сказках полканы, из человека и коня
сложенные, как греческих центавров? Не
гиганты ли волоты? Не нимфы ли в кустах и при
ручьях сельскою простотою мнимые русалки?
Не соответствует ли царь морской Нептуну,
чуды его тритонам? Чур - поставленному на
меже между пашнями термину?". Он
отождествлял древнерусского Перуна с
античным Зевсом и заключал: "Мы бы
имели много басней
(мифов), как греки, есть ли бы науки в
идолопоклонстве у россиян были".
Время подтвердило проницательность
великого Ломоносова. Отвечая
дореволюционным скептикам, видный
советский этнограф и религневед С. А.
Токарев пишет: "Но дело, видимо, просто в
недостаточной изученности религии древних
славян и в скудости источников. Знай мы о
ней столь же, сколько о религии, например,
древних римлян, славянская религия едва ли
показалась бы нам более убогой и жалкой, чем
римская". В настоящее время растет
интерес к изучению восточнославянского и
древнерусского язычества,
совершенствуются методы его исследования.
Комплексно используются современная
методика и данные таких наук, как история,
философия, этнография, лингвистика,
археология и др. Много
ценного привнесли в исследование язычества
работы В. Я. Проппа, В. Н. Топорова и В. В.
Иванова, .Б. А. Успенского, С. А. Токарева, Б. А.
Рыбакова. Их труды показывают богатство,
разнообразие и своеобразие языческих
представлений как целостной, развивающейся
во времени религиозной и мировоззренческой
системы наших далеких предков.
|