ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, осмысливание
вышеизложенных данных приводит нас к
выводу, что Древняя Русь и после принятия
христианства являла собой и в
мировоззренческом отношении, и в
практических действиях языческое общество
лишь с формальным существованием в нем
элементов христианской веры и культа.
Большинство языческих верований и обычаев
продолжали соблюдаться без или с малым
привнесением в них христианских норм и в XI,
и в XII, и в XIII вв., а иногда и в более позднее
время. Синкретическое смешение языческой и
христианской религий происходит уже в
Московской Руси. Именно источники
послемонгольского периода говорят
нам о "двоеверноживущих".
Определенную роль в повороте к
христианству сыграло монголо-татарское
нашествие и установление ига над русскими
землями. Отвлеченный, а потому и чуждый
ранее догмат искупления за грехи в условиях
ужасных последствий завоевания хищных
степняков становится реальностью.
|