Часть 2
В "Сказании о
Мамаевом побоище", составленном в стенах
Троице-Сергиева монастыря, можно прочесть,
что великий князь Дмитрий в первой схватке
с татарами был ранен и пролежал в
беспамятстве под срубленной березой до
самого конца битвы. Лишившись предводителя,
армия обрела нового вождя в лице Владимира
Андреевича. Он возглавил атаку засадного
полка, разгромил татар, после чего отыскал
едва живого Дмитрия Донского в перелеске.
Приведенный рассказ недостоверен. Ранние
источники сообщают, что князь Дмитрий
уцелел после первой схватки и до конца
битвы оставался в большом полку под
великокняжеским стягом.
Легкая половецкая конница
в течение трех часов упорно, разом
устремлялась в атаку на русские полки.
Потери были огромные с обеих сторон.
Наконец Мамай ввел в сражение свой
последний резерв - тяжеловооруженную
монгольскую конницу. Монголы смяли русских,
но тут воевода Боброк неожиданно атаковал
из засады. В ордынском войске вспыхнула
паника. Уставшие русские полки воспрянули
духом и перешли в наступление по всему
фронту.
Сражение на поле Куликовом
было едва ли не самой кровавой битвой в
русской истории. Потери московского
ополчения были ужасающими.
Битва на поле Куликовом не
привела к немедленному восстановлению
независимости русского государства.
Долговременные факторы, которые позволили
монголо-татарам разгромить Русь и
установить свое господство над ней в XIII в.,
как видно не исчерпали себя и в следующем
столетии. В XIV в. соотношение сил осталось
неблагоприятным для Руси. Разгромленный
русскими Мамай не мог противостоять хану
Восточной орды Тохтамышу. Он бежал в Крым,
где был убит генуэзцами. Тохтамыш объединил
обе части Орды.
Кочевники понесли тяжелые
потери в войне с Москвой. У многих
монгольских мурз битва унесла
родственников. В Орде царило враждебное
возбуждение против Москвы. Почти два года
Тохтамыш в глубокой тайне готовился
нанести Руси сокрушительный удар, чтобы
поставить ее на колени.
Используя рознь между
русскими, хан привлек на свою сторону
рязанского и нижегородского великих князей.
Нашествие татар в 1382 г. было подобно потопу.
Конница хлынула в русские пределы, все
сметая на своем пути. Пограничные князья
пытались спасти свои земли от погрома и
перекинулись в стан врага.
Князь Дмитрий Иванович не
успел собрать полки и бежал в Кострому. 23
августа 1382 г. татары появились у стен
московского Кремля. Хан Тохтамыш осаждал
крепость три дня, после чего вступил в
переговоры с ее гарнизоном. Он обещал не
причинять вреда городу в случае
добровольной сдачи. Обманутые москвичи
открыли крепостные ворота. Татары
ворвались в Кремль и учинили резню.
Напоследок Тохтамыш сжег Москву и ушел в
степи.
В годы этой войны на Руси
произошла церковная смута. Дмитрий
Иванович поставил во главе церкви некоего
Митяя, преданного ему хранителя княжеской
печати. Но высшие иерархи церкви
воспротивились его выбору. Посланный в
Константинополь на поставление Митяй был,
по-видимому, отравлен. У Руси оказалось
сразу два митрополита - грек Киприан,
находившийся в Киеве, и Пимен, с помощью
подкупа получивший сан в Константинополе.
Киприан пытался подобраться в Москву через
Литву, но был с позором выгнан обратно, за
что предал князя Дмитрия анафеме. На поле
Куликово Дмитрий явился "проклятым
князем". Духовным отцом Куликовской
битвы считают знаменитого московского
подвижника инока Сергия Радонежского.
Сохранилось "Житие
Сергия", основанное на воспоминаниях
современников. Будущий отец Сергий, в миру
Варфоломей, родился в семье ростовского
боярина Кирилла. Семья владела имением под
Ростовом. Но ее благополучие оказалось
подорвано татарскими набегами и московским
владычеством. Иван Калита подчинил себе
половину Ростовского княжества. Присланные
им воеводы повесили на дереве вниз головой
боярина Аверкия, местного тысяцкого. Вскоре
же семья Кирилла по своей воле или по
принуждению переселилась из родных мест в
Радонеж под Москвой. Разоренная семья не
обрела благополучия на новом месте. На Руси
существовала традиция: те, кто терпел
неудачу в мирской жизни, искали последнее
прибежище в монастыре. Не прижившись на
московской службе, Кирилл ушел в монастырь.
Его примеру последовали жена и двое сыновей.
По настоянию Варфоломея братья решили жить
отшельниками. Они выстроили себе сначала
деревянную будку-келью, а затем небольшую
церковку посреди дремучего леса за
Радонежем. Старшему брату тяготы и лишения
жизни в лесу скоро надоели, и он ушел в
столицу. Младший брат, принявший в
монашестве имя Сергий, около двух лет
провел в одиночестве. Со временем келья
Сергия стала центром небольшого монастыря,
посвященного Святой Троице. Жизнь монахов
была заполнена каждодневным изнурительным
трудом. Сергий был одушевлен идеей любви к
ближнему и служил братии "аки раб":
носил воду, рубил дрова, пек для всех хлеб. В
отличие от старых монастырей Троицкий не
блистал богатством. Сергий с братией вели
нищенскую жизнь. Но среди иноков появились
и состоятельные люди. Однажды Сергий из-за
отсутствия хлеба голодал четыре дня. На
четвертый он пошел наниматься в плотники к
одному из состоятельных старцев своей
обители. Целый день он трудился в поте лица,
после чего старец расплатился с ним "решетом
хлебов гнилых".
К XIV в. языческая Русь
превратилась в Святую Русь. Но, как и в
языческие времена, Византия, переживавшая
последний рассвет, оставалась для нее
источником духовного просвещения. Русское
духовенство следило за религиозными
исканиями Византии. В XIV в. у греков было три
формы монашества. В одних монастырях братья
вели "особую" жизнь: каждый держал
деньги и личное имущество в своей келье,
питался и одевался в зависимости от своего
достатка. "Особножительские" обители
владели селами, вели торговлю, иногда
занимались ростовщичеством. В других
монастырях существовала монашеская община
(по-гречески кимовий, по латыни - коммуна).
Такой строй отвечал вековечной мечте
христиан о справедливом устройстве земной
жизни в соответствие с идеальным
представлением о Царстве Божьем. В обителях
- коммунах имущество было общим, члены
общины проводили жизнь в непрестанном
труде, питались плодами рук своих,
исповедуя принципы братства и любви к
ближнему. Покидая общину, избранные монахи
удалялись в пустыню, чтобы вести жизнь
отшельника. Такова была высшая форма
аскетизма.
В середине XIV в. патриаршая
кафедра в Константинополе утратила
контроль за многими православными
епархиями. Патриарх Филофей старался
отыскать авторитетных церковных деятелей в
балканских в восточных странах, способных
поддержать рухнувшее единство вселенской
православной церкви. На Руси его выбор пал
на Сергия Радонежского. Филофей направил
Сергию послание и крест. Его грамота
определила дальнейшую судьбу Троицкого
монастыря. Хваля Сергия за добродетельную
жизнь Филофей наказывал ему принять новый
устав: "Совет добрый даю вам, чтоб вы
устроили общежительство". Реформа
грозила разрушить привычный уклад жизни
монахов. Братия заволновались, и Сергию
пришлось бежать из обители. Он готов был
основать новый монастырь. Но митрополит
вернул его в Троицу, пообещав изгнать
оттуда всех его недругов. В Троицком
монастыре, а затем и во многих других
обителях, основанных учениками Сергия, был
введен устав, запрещавший братии иметь
личное имущество. Новый порядок
предполагал общее ведение хозяйства, общую
трапезу, общее владение имуществом.
В своей обители Сергий
построил храм в честь Святой Троицы, "чтобы
постоянным взиранием на него побеждать
страх перед ненавистной разделенностью
мира". Догмат о Святой Троице занимал
одно из центральных мест в системе
православного богословия. В глазах
верующих Троица олицетворяла исток и
родник жизни, идею единения мира и всеобщей
любви, все то, что противостояло
смертоносным раздорам и "разделенности".
Татарское иго разорило
Русь в материальном и нравственном
отношении. Народу надо было вернуть веру, и
через веру - нравственность. Сергий был
одним из тех, кто способствовал этому.
Накануне Куликовской битвы он обратился к
Дмитрию Ивановичу с грамотой. Его обращение
укрепило дух армии. Еще более глубокое
влияние на своих современников Сергий
оказал примером своей жизни.
Основанный Сергием
Радонежским Троицкий монастырь стал одним
из значительных центров средневековой
русской культуры. Труды книжных мастеров
Троицы сохранили на века многие памятники
отечественной письменности. В монастыре
уже в XV в. возникла собственная
литературная традиция. Составленное в его
стенах "Сказание о Мамаевом побоище"
привлекало внимание многих поколений
читателей. В Троицком монастыре
сформировался талант Андрея Рублева,
живопись которого составила эпоху в
развитии древнерусского искусства.
Победитель татар Дмитрий
Донской в своей внутренней политике
следовал принципам, которые
восстанавливали и углубляли
раздробленность. Он был первым их
Даниловичей, оставившим после себя
многочисленное потомство. Разделив отчину
между пятью сыновьями, Дмитрий подготовил
почву для усобиц, грозивших навсегда
подорвать могущество Москвы.
Князь Дмитрий благословил
сына-наследника Василия "своею отчиной
великим княжением" Владимирским. Что
касается Москвы, то она становилась
совместным владением четырех старших
сыновей государя. Старший сын кроме того
получил Коломну, Юрий - Звенигород, Андрей -
Можайск, Петр - Дмитров. Младшему сыну
Константину княжество было выделено позже.
Пока Владимирское
княжество оставалось ядром государства и
главной опорой великокняжеской власти,
передача его наследнику обеспечила ему "старейшинство"
среди братии и всех прочих русских князей.
Однако в XV в. ситуация существенно
изменилась. Владимир пришел в полный упадок,
а основой могущества великого князя стала
собственно Московская земля. Продолжая
делить московскую отчину, государь
собственными руками разрушал фундамент
сильной великокняжеской власти.
Примитивный строй
организации московской государственной
власти лишал ее необходимой устойчивости.
Владетелем государства - отчины - выступала
вся княжеская семья, которую после смерти
князя формально возглавляла его вдова. Она
улаживала конфликты между сыновьями,
делила между ними выморочные удельные
княжества и пр.
Василий I (1389-1425) не
выделялся способностями среди братьев. В
юности он четыре года провел в ордынском
плену. Когда княжич достиг совершеннолетия,
доброхоты помогли бежать ему из Орды в
Литву. По-видимому там он был помолвлен с
дочерью правителя Литвы князя Витовта.
Взойдя на трон, Василий I проводил политику
покорности Орде и старался использовать ее
мощь для расширения московских владений. От
Тохтамыша московский государь получил
ярлык на великое княжество Нижегородское.
Местные князья пытались вернуть себе
наследственные владения, что привело к
многолетней междоусобице.
Разгром Золотой Орды
среднеазиатским завоевателем Тимуром
создал благоприятные возможности для
освобождения Руси от иноземного ига. Но
Василий I не решился продолжить дело отца. С
другой стороны, подчиняя себе русские земли,
Литва брала на себя функции защиты их от
татар. Литва никогда не признавала власти
Орды. Дань, которую платили ханам
южнорусские города, не равнозначна была
татарскому игу. В 1399 г. литовский великий
князь Витовт, собрав многочисленные силы,
попытался нанести Орде решающий удар и
отбросить ее от своих границ. Сражение
развернулось на берегу реки Воркслы и
закончилось бегством Витовта. Победителем
Витовта был воинственный ногайский
правитель Едигей, усиливший войско
золотоордынского хана.
В 1408 г. Едигей совершил
опустошительный набег на Москву. Тверь
выступила в качестве его союзника. Татарам
не удалось захватить столицу, но они
подвергли страшному разгрому окрестности
Москвы, Ростов и Нижний Новгород.
В дни набега Едигей
направил грамоту Василию I, упрекая его в
неверности. Грамота давала наглядное
представление о роли бояр в управлении
Московским государством. Едигей хвали
Федора Кошку, отстаивавшего в думе
традиционную политику подчинения татарам и
ругал сына Кошки казначея Ивана Кошкина, не
желавшего посылать дань в Орду. Василий I, по
утверждению Едигея, покорно следовал всем
советам - "слову и думе" своего боярина-любимца.
(Кошкины были прямыми предками бояр
Романовых).
Церковная смута,
происходившая при Дмитрии Донском,
завершилась поражением великокняжеской
власти. Василий I не помышлял о том, чтобы
поставить на митрополию доверенного
чиновника. Русскую церковь возглавил
Киприан, византиец славянского
происхождения. В отличие от своего
предшественника Алексея, он не собирался
подчинять церковную политику целям Москвы.
Восстановив единую церковную организацию
на всей территории Руси и Литвы, Киприан
старался потушить религиозную рознь и ради
этой цели первым предложил объединить
православную и католическую церковь в
пределах Литвы. Гибнущая Византийская
империя давно искала пути к военному союзу
с католическим Западом. Покровитель
Киприана император Иоанн V принял
католичество, рассчитывая на поддержку
Рима. Патриарху пришлось смириться с таким
неслыханным отступничеством монарха. Идея
унии давно обсуждалась в европейских
столицах, и Киприан надеялся впервые
практически осуществить на практике унию в
своей митрополии. Поскольку в Москве
никаких католиков не было, унию
предполагалось ввести, по-видимому, только
на территории Литвы и Польши. Литовский
великий князь Ягайло, ставший польским
королем в 1386 г., сменил православную веру на
католическую. Он с полным основанием
рассчитывал на то, что уния поможет ему
насадить католицизм в пределах Литвы.
Ягайло выступил как инициатор унии вместе с
Киприаном. Однако патриарх отклонил их
предложение. В Москве идея унии вызвала
настороженное отношение. Василий I на
всякий случай воспретил поминать имя
императора на богослужениях в Успенском
соборе. Патриарх был встревожен этим и
отправил в Москву обширное увещевательное
послание. При Василии I Москва все больше
втягивалась в орбиту литовского влияния.
Киприан использовал весь авторитет церкви,
чтобы не допустить войны между Литвой и
Русью. Население Смоленского княжества
тщетно просило Москву о помощи в войне с
литовцами. Василий I отклонил призывы
Смоленска. В 1401 г. Литва завоевала
Смоленскую землю. Литовское нашествие
грозило Пскову. Москва отказала в помощи
также и псковичам.
Киприан оставил заметный
след в истории русского летописания.
Составленный при его дворе "свод 1408 г."
явился, по существу, первым московским
летописным сводом общерусского значения.
Характерной чертой свода, законченного уже
после смерти Киприана, было критическое
отношение к Дмитрию Донскому. Назначив
своего любимца Митяя митрополитом, князь
положил начало долгой церковной смуте. "Повесть
о Митяе", включенная в свод, изображала
деятельность претендента в сатирическом
свете. Составитель свода резко осудил князя
Дмитрия и владыку Алексея за вероломство в
отношении тверского князя, которого
пригласили в Москву и, нарушив клятву,
арестовали.
Киприан предал анафеме
князя Дмитрия накануне его похода против
Мамая. О Мамаевом побоище грек узнал в Киеве
по слухам. Знаменитая битва была в глазах
митрополита-изгнанника маловажным
событием. В своде 1408 г. ход битвы описан
кратко и тусклым штампом ("бысть... брань
крепка зело и сеча зла"). Летописец не
упоминает имени героя битвы Владимира
Андреевича. Лишь рассказ о погибших в битве
воеводах носит конкретный характер:
сводчик включил в текст источник
церковного происхождения - синодик
побиенных на поле Куликовом.
Значительно подробнее, чем
Куликовскую битву, летописец описал
злополучное нападение на Москву Тохтамыша
в 1382 г. На Дону Дмитрий победил Мамая,
который отнюдь не был "царем" Орды. Его
мужество подверглось испытанию, когда на
Русь нагрянул хан. Князь Дмитрий, "слыша,
что сам царь (Тохтамыш. - Р. С.) идет на него
всею силою своею, не ста на бой, ни противу
его поднял русы... но поеха в свой град на
Кострому". Летописец не счел нужным
сослаться на необходимость собрать полки.
Его слова ставили под сомнение доблесть
князя Дмитрия Донского. Сводчик упоминает
имя князя Остея, внука литовского князя
Ольгерда, взявшего на себя оборону Москвы и
погибшего от рук татар. Он указывает на
активные действия князя Владимира
Андреевича, разбившего татарские разъезды
под Волоколамском. Но о Дмитрии лишь
замечает, что тот оставался в Костроме
ничего не предпринимая. В момент татарского
нападения Москву покинул не только Дмитрий
Иванович, но и Киприан. Сведения об этом в
летописи не фигурировали. Киприан укрылся в
Твери, что дало Дмитрию Донскому повод ко
вторичному изгнанию Киприана за рубеж.
По традиции летописцы
сопровождали известие о "преставлении"
государя панегириком в его честь. В
московском своде 1408 г. кончине Дмитрия
Ивановича уделено совсем немного строк, нет
указания на его воинские заслуги, победу на
поле Куликовом, отсутствует перечень его
добродетелей.
Более чем сдержанно
относясь к православному московскому князю,
автор свода слагает хвалу "безбожному"
язычнику Ольгерду, с помощью которого
Киприан в свое время занял киевскую
митрополичью кафедру. Ольгерд, подчеркивал
летописец, всех литовских князей "превзыде
властию и саном, но не пива и меду не пиаше,
ни вина, ни кваса кисла, и великоумство и
възддержание приобрете себе, крепку думу от
себе. На войне Ольгерд побеждал, потому что
"не толма силою. Елико уменьем воеваше".
С преемниками Ольгерда Киприан поддерживал
дружеские отношения до конца жизни. В
глазах Киприана, действия Дмитрия Донского
грозили расколом единой церковной
организации, так как он старался превратить
общерусскую церковь в московскую. Действия
литовских князей до поры до времени не
мешали митрополиту управлять общерусской
церковью и расширять ее пределы. Это и
определило необъяснимую на первый взгляд
тенденциозность свода 1408 г.
Благодаря Киприану связи
русской церкви с Византией расширились.
Митрополит позаботился о проведении на
Руси литургической реформы патриарха
Филофея. Киприан исповедовал идеи
нестяжания и исихазмии, плодотворно
воздействовавшие на развитие русской
духовности. Усиление византийского влияния
в XIV в. ощущалось в разных областях культуры.
Живопись Феофана Грека и его учеников
явилась самым ярким тому примером.
После смерти Киприана в 1406
г. митрополичий стол занял грек Фотий,
прибывший в Москву из Константинополя в 1410
г. За время церковного безначалия имущество
митрополичьего дома понесло немалый ущерб
и Фотию пришлось употребить массу усилий,
чтобы вернуть церкви утраченные земли и
богатства. Аналогичные попытки,
предпринятые в пределах Литвы, не привели к
успеху. Вскоре же литовский князь Витовт
изгнал Фотия из Киева. Десятилетие спустя
сближение Руси и Литвы позволило Фотию
восстановить единство русской митрополии.
|