Проблема
универсалий в схоластике
Одна из особенностей философии
средневековья проявилась в споре между
реалистами ( от латинского реалис -
вещественный ) и номиналистами ( от
латинского номен - имя ). Спор шел о
природе универсалий ( от лат. универсалис
- общий ), т.е. о природе общих понятий.
Реалисты ( Иоанн Скот, Фома
Аквинский ), основываясь на положении Аристотеля
о том, что общее существует в неразрывной
связи с единичным, являясь его формой,
сформулировали концепции о трех видах
существования универсалий:
1. до вещей в божественном разуме
2. в самих вещах, как их сущность или форма
3. после вещей, в человеческом разуме, как
результат абстракции и обобщения.
Номеналисты ( Расцелин ) отрицали идею
объективного существования общего. Они
считали, что универсалии существуют лишь в
человеческом разуме, т.е. отрицали не только
наличие общего в конкретной вещи, но его
существование до вещи. Универсалии - только
имена вещей и существование их сводится
лишь к колебанию голоса. Существует только
индивидуальное и только оно может быть
предметом познания.
Церковь приняла умеренный реализм Фомы
Аквинского и осудила номенализм Расцелина.
Выступая против крайностей реализма и
номенализма Пьер Обеляр выработал
объединяющую формулу концептуализма:
универсалии не обладают самостоятельной
реальностью. Реально существуют лишь
отдельные вещи, однако универсалии
получают реальность в сфере ума в качестве
понятий, представляющих собой результат
обобщения отдельных свойств вещей.