Философские
учения в эпоху Возрождения
Николай Кузанский
Уникальнейшим
явлением в философии XV в., хотя и вполне
объяснимым как естественный результат
развития всей предшествующей философской
мысли и выражения потребностей духовной
жизни той эпохи, стали творения выдающегося,
многогранного мыслителя Николая
Казанского (1401—1464) — теолога (он был
кардиналом при папе Пие II), философа,
крупного ученого, особенно в области
математики, астрономии и географии. Его
считают родоначальником немецкой
философии.
Кузанец (назван так
по месту рождения — Куза на Мозеле),
принадлежавший к ордену августинцев,
утверждал идею о единстве Бога и о
проявлении его в природе, о пути познания
Бога и Вселенной. Он оказал большое влияние
наДж. Бруно, которому особенно импонировало
учение о бесконечности мира и
гелиоцентрическое мировоззрение. В этом
Кузанец был прямым предшественником Н.
Коперника. Он буквально произвел революцию
в астрономии, разрушив космологическую
систему Платона, Аристотеля
и Птолемея и утвердив систему
гелиоцентризма. Кузанец развил идеи
взаимосвязи всех природных явлений, идеи
диалектического совпадения
противоположностей, противоречия, учение о
бесконечности Вселенной и о человеке как
микрокосмосе. Он утверждал мощь
человеческого познания; человек через
творческую деятельность своего ума («человек
есть его ум») как бы уподоблялся Богу.
Мысли Кузанца о совпадении (единстве) всех
противоположностей в Боге по своему
содержанию и форме утонченно-диалектичны.
Также диалектична и его идея о соотношении
части и целого — отдельное
свидетельствует о предсуществовании
целого. Он рассуждал и о границах
применения закона противоречия в
математическом познании, и о возможности
применения математических понятий в
познании природы.
В целом, по словам Г. Гегеля, с Николая
Кузанского начинается постепенный переход
от математической мистики к точной
математике. .