Основные
черты философии эпохи Возрождения
( гуманизм,
антропоцентризм, пантеизм )
Возрождение - период в культурном
и идейном развитии стран Западной и
Центральной Европы. В Италии эпоха
Возрождения с 14-16 веков, в других странах с
15-16 вв. Большинство исследователей
связывают появление Возрождения с
переходом от средневековья к Новому
времени, т.е. от феодализма к капитализму.
Отличительные черты идеологии Возрождения:
1. антифеодальная направленность
2. светский характер ( против церкви )
3. гуманистическое мировоззрение
4. обращение к культурному наследию
античности.
Идеологической основой стали гуманизм, а
затем натурфилософия.
Гуманизм - от лат. человеческий -
признание ценности человека как личности,
его права на свободное развитие и
проявление своих способностей. Утверждение
блага человека, как критерия оценки
общественных отношений. В философском
смысле - светское вольномыслие,
противостоящее схоластике и
духовному господству церкви. В эту эпоху
происходило своеобразное обожествление
человека - "микрокосмоса", богоравного
существа, создающего и творящего самого
себя. Эти взгляды представляют собой антропоцентризм.
Это философский термин, укоренившийся во
второй половине 19 века для обозначения
идеалистических учений, видящих в человеке
центральную и высшую цель мироздания. Но
его основы были заложены в эпоху
Возрождения.
Пантеизм - от греч. theos, что означает бог.
Это религиозные и философские учения,
отождествляющие бога и мировое целое.
Пантеистические тенденции проявлялись в
еретической мистике средних веков.
Пантеизм характерен для натурфилософии
Возрождения и материалистической системе
Спинозы, отождествившего понятие "бог"
и "природа".
Подобное отношение к человеку знаменовало
возникновение новых форм самосознания и
ренессансного индивидуализма. Был сделан
акцент на этических проблемах, учении о
свободной воли индивида, направленной к
добру и общему благу. Происходила
своеобразная реабилитация человека и его
разума. Оно отбрасывало средневеково-богословское
отношение к человеку, как к греховному
сосуду, обреченному в жизни на страдания.
Целью земного бытия объявлялись радость и
наслаждение. Провозглашалась возможность
гармоничного существования человека и
окружающего мира. Гуманисты способствовали
выработке идеала совершенной, всесторонне
развитой личности, добродетели которой
определялись не благородством по рождению,
а делами, умом, талантами, заслугами перед
обществом. В Гуманизме с самого начала были
заключены натурфилософские тенденции,
получившие особое развитие в 16 веке.
Главная проблема, занимавшая
натурфилософов - соотношение бога и природы.
Рассматривая ее, они стремились преодолеть
дуализм средневекового мышления, понимали
мир как органическую связь материи и духа.
Признавая материальность и бесконечность
мира, они наделяли материю способностью
воспроизводить самою себя, а вместе с тем и
жизнью, создав учение о живом космосе.
Таким образом, в философских системах эпохи
Возрождения, сформировалась
пантеистическая картина мира.
Представление о всеобщей одушевленности
вселенной ставили под сомнение
существование сверхнатурального,
потустороннего, поскольку все чудесное
объявлялось естественным, природным,
потенциально познаваемым: стоило его
открыть и объяснить, как оно переставало
быть чудесным. Такие суждения шли вразрез с
церковной догмой. Средневековой схоластике,
опиравшейся на книжные знания и авторитеты,
гуманизм и натурфилософия
противопоставили рационализм, опытный
метод познания мира, базировавшийся на
чувственном восприятии и эксперименте.
Вместе с тем, одушевление космоса приводило
к мысли о наличии таинственной связи между
человеком и природой, признанию оккультных
наук. Наука понималась как естественная
магия, астрономия переплеталась с
астрологией, и т.д. В целом, понимание
природы как внутреннего мастера,
действующего самостоятельно, живущего по
своим законам, означало разрыв с
устоявшимися средневековыми
представлениями о боге-творце и вело к
зарождению новой естественной религии. В
основе этого идеологического переворота
лежал подъем производительных сил,
материального производства, науки и
техники. Все это привело к прогрессивному
развитию Европы.