Учение
Лейбница о монадах
Немецкий философ Лейбниц (1646 - 1716)
многосторонний ученый, творивший во всех
отраслях науки, но наибольшее значение его
труды приобрели в области философии. Он
развивал идеи, заложенные в Платоновском
наследии. Его заслуга в том, что он высказал
ряд мыслей диалектического характера: мир
состоит из мельчайших элементов или монад,
т.е. духовных элементах бытия, обладающих
активностью и самостоятельностью,
находящихся в непрерывном изменении и
способных к страданию, восприятию и
сознанию. Следовательно, к понятию
субстанций Спинозы
прибавляется понятие деятельной силы, т.е. Аристотелевский
принцип самодвижения сущего.
Бог по Л. возвышается над телесным миром,
являясь его виновником и господином.
Единство и согласованность монад, есть
результат гармонии, созданной богом. Низшим
монадам присущи лишь смутные представления
- это неорганический и растительный мир. У
животных представления достигают ступени
ощущений, а у человека - ясного понимания,
осмысления.
Лейбниц рассматривал пространство, как
порядок взаимного расположения
индивидуальных тел, существующих вне друг
друга, а время - как порядок сменяющих друг
друга явлений или состояний тел.
Одной из вершин философского наследия Л.
является его учение об индивидуальной
монаде, как концентрированном мире, как
зеркале единой и бесконечной вселенной.