|
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ Аркаим — это крепость древних арьев, где могло размещаться около 50 патриархальных семей (по количеству жилищ). Подобно позднейшим русским укрепленным городищам, она состояла из двух частей: собственно крепости и центрального детинца. Любопытно, что несмотря на то, что в непосредственной близости от Аркаима есть россыпи камня, древние строители не использовали его для возведения своих построек. Это может быть указанием на то, что их строительные навыки сформировались до прихода на южный Урал, но, скорее всего, это — сознательный отказ от перенесения камня на новое место. Все стены и перекрытия сооружены из буквально подручного материала: дерево, глина, земля, речной ил, камыш. Жилища заглублены примерно на метр ниже уровня земли, стены и перегородки возведены методом бутовки полужидкой земляной массы ; в опалубку или бревенчатые колодцы. Так же строили свои крепости и русы, вплоть до средних веков, • когда деревянные крепости уже не могли служить надежным препятствием развивающейся военной технике. Перекрытия первого уровня подпирались столбами, поверх которых были устланы ветви, тростник, слой земли и дерн. Перекрытия получались достаточно прочными, чтобы предположить наличие второго жилого или служебного уровня. Над серединой жилого помещения оставляли большое отверстие. Это отверстие аркаимовского жилища, равно как и первые окна русских куренных изб — не только окно (для света), это и выдув (для дыма). Слово выдув стало, очевидно, основой для образования позднейшего английского window - окно (наблюдение В.Д.Осипова). Жилье древних арьев разительно отличается от современных представлений о доме. Для древних место, где они- проводят ночь, не должно резко отличаться от естественного ландшафта. Помещение было неотапливаемым, более того, все его убранство говорит о том, что они прилагали известные усилия для того, чтобы смоделировать в каждом жилище всю природу, весь космос. Так, в каждом жилище обнаруживается канавка от колодца на улицу. Никакого утилитарного значения она не имела. Общие представления о мировоззрении арьев подсказывают, что это — модель реки, что пол — степь, столбы — лес, окно — небо и так далее. Экологические представления древних не позволяли им ютиться в маленьких, но теплых норах, их идеалы — естественны, продиктованы самой природой. Та же идея о жилище-модели вселенной ярко выражена в русских сказках. Для примера укажем, в частности, сказки "Про мышку-норушку и ее дом", куда вселялись различные животные, "Зимовье зверей" и другие. Простота сюжета и рельефность образов говорят об архаичности. Животные в них — очевидно, тотемы различных племен. По мнению исследователя древней русской грамоты (объемное письмо) А.Ф.Абрамова русское слово терем означает в сказках вселенную, а изба — планету Земля. Отношение древних индоевропейцев — как старших, русов, так и младших, арьев, — к природе можно кратко охарактеризовать принципом "не наследи" (идея принадлежит А.Л.Захарову). Древние города протославян и арьев чрезвычайно трудно обнаружить, выделить из окружающей их природы. Это породило расхожее представление о низком уровне развития наших предков, их незнакомстве с городской культурой, ремеслами и т.д. И действительно, много ли их обнаружено, свидетельств многотысячелетнего существования наших народов на территории современной России? Взглянем на Европу: обилие археологического материала, пищи для создания исторических теорий и гипотез. Европа полнится следами прежних поколений. Россия же по большому счету чиста. Чистота — один из высочайших принципов зороастризма, критерий благородства, здоровья, свидетельство величия. С точки зрения арьев, Европа, где человек давно и густо наследил, не заботясь о ее первозданности, далека от идеала, вырвана из тела природы. Русская деревня, ранний русский город на практике показывают древнейший градостроительный принцип: если селение будет оставлено, уже через несколько десятков лет лес или поле совершенно поглотит это место и оно вернется в природу, не оскверняя ее чужеродными веществами и предметами. Аркаим — шедевр экологического мышления древних, практическое воплощение зороастрийского культа Чисти, так по древнеперсидски передается понятие учение. В русском языке авестийскому слову чисти соответствует честь. В свою очередь честь восходит к чет (четность, сочетание) и означает соответствие сути и формы, имени и функции: ср. честная девушка, честной крест, честная компания и др. Слова честный и нечестный (честное слово) — уже позднейшие образования от первичного чет. А русское чистый, похожее на авестийское чисти - учение, родственно каста. Причудливо переплетаются слова и значения в родственных языках! Может быть, жесткая кастовость индийского общества также продиктована заботой о чистоте и чести своего рода, породив, таким образом, связь слов-понятий честь и чистота. Первые признаки верного следования своему учению у зороастрийцев — красота, соразмерность и чистота. Жители Аркаим а были большими ревнителями порядка. На авестийском порядок будет арта, позднее — аша (за счет стяжения [рт] в [ш]). По тому же пути произошло превращение зороастрийской Зари-Утрас в Ушас. Авестийскому арта - порядок, закон полностью соответствует русское ряд (ср., например, рядить, по-ряд-ок). Родство прослеживается и в производных: арта, puma > рит-уал и ряд > об-ряд, ритуал - обряд. В Аркаиме привлекает внимание внутренняя улица, устланная дощатым мостом. Под мостом на всем протяжении улицы проходит канава и через каждые несколько метров — отстойные ямы. Нам, детям городской цивилизации европейского типа, трудно представить себе назначение отстойников в Аркаиме. В наше время отстаивают стоки, отходы, помои. В Аркаиме же это — система сбора и отвода в землю дождевой воды, которая упала на землю и должна уйти в нее первозданно чистой. В отстойниках не обнаружено никакого антропогенного мусора, только чистый песок и глина. Тысяча людей живет на пятачке земли радиусом всего 150 метров, а вода, упавшая на землю в этом месте, уходит в недра совершенно чистой. Все бытовые потребности удовлетворялись практически без загрязнения среды. Авестийское предание предписывает (в передаче Г.Б.Здановича): "Если ты чистишь посуду — подумай о чистоте воды. Вытри котел насухо. Если это не поможет — вычисти его песком. Если этого будет недостаточно — смой грязь коровьей мочой. Только после этого можешь взять немного чистой воды..." или вот еще: "Если ты собираешься помыть руки — подумай о чистоте воды..." Последний совет особенно нагляден. О какой воде подумает современник? "Конечно, руки надо мыть чистой водой!" А что будет с той водой, которая стекает с твоих рук? Древние всегда думали об этом. Вспомним русскую пословицу "Чисто не там, где метут, а там, где не сорят". С этой же мыслью они строили свои города. Именно этим объясняется отказ от использования камня при строительстве. Перед уходом из Аркаима люди навели в нем абсолютную чистоту и порядок (археологи жалуются, что в отличие от прочих раскопок здесь они почти ничего не находят). Затем город был сожжен. Кровля рухнула в те ямы, откуда был поднят грунт. Через несколько лет, когда сопрел деревянный остов, стены осыпались и соединились со рвом. Всего несколько лет понадобится Природе для того, чтобы восстановить это место, вернуть его степи, засеять травами и населить малыми животными. Люди сделали максимум от них зависящего, чтобы облегчить заживление нанесенной раны. Достойный пример для подражания. |
|